2003-03-18T15:30:00+10:00 2003-03-18T15:30:00+10:00

Бытовая техника подорожала

Во Владивостоке отмечен рост цен на бытовую и электронную технику в ведущих торговых сетях города. Пока подорожание в среднем не превышает 5-8%, что на общем фоне роста цен на другие товары и услуги, прежде всего на топливо, продукты питания и коммунальные услуги, выглядит весьма скромно. Тем не менее у этого процесса есть достаточно серьезные причины для дальнейшего развития.

Первые признаки того, что рост цен на электро— и бытовую технику неизбежен, появились еще в 2002 г. Так, в номере за 23 декабря прошлого года газета «Известия» писала: «В ближайшее время может резко подорожать импортная электробытовая техника». И называла одну из причин — изменения в контроле за импортом электробытовой техники, главная цель которых — переход от «серого» импорта к «белому». По мнению одного из аналитиков, к которым обратилась газета, «в теории ввоз всей электробытовой техники по «белым» схемам приведет к ее удорожанию в среднем на 35-38%».

Конечно, это достаточно пессимистический прогноз. Однако, вне всякого сомнения, в этом году основных импортеров бытовой техники, которые располагаются в центральной России, ждут серьезные изменения на таможне, что обязательно приведет к некоторому росту цен. Средняя величина этого роста, судя по упоминаниям в центральной прессе, оценивается участниками рынка в настоящий момент в 5-10%.

Однако есть и более серьезные причины для подорожания. Прежде всего — это рост курса евро по отношению к доллару США. Так, по сравнению с мартом 2002 г., когда евро «стоил» около 0,87 американского доллара, сегодня новая европейская валюта тянет уже почти на 1,07 доллара США. Рост — около 23%. Естественно, это сказалось непосредственным образом на росте оптовых цен европейских товаропроизводителей. К счастью, они пока не выросли на все 23%, но все же в среднем на 5-7%, а по некоторым позициям и на 10% за январь-февраль этого года европейская техника у московских оптовиков подорожала. И пока не видно причин, что остановили бы этот рост в дальнейшем. К слову, цены в прайс-листах практически всех московских оптовиков сейчас указываются именно в евро.

Обратимся к еще одной цифре. Как известно, доля товаров, поставляемых из Москвы, в магазинах бытовой техники Владивостока составляет от 70 до 90%. А это значит, что, кроме роста оптовых цен в самой Москве, на цене товара должны сказаться и цены на ж/д перевозки. И, судя по опросу, проведенному сотрудниками «К» среди транспортных компаний, за январь-февраль 2003 г. рост на московском направлении составил более 30%.

Следующие причины для повышения цен на бытовую технику хорошо знакомы каждому жителю Приморского края. Это, прежде всего, коммунальные услуги. По сравнению с августом 2002 г. тарифы на электроэнергию для коммерческих структур выросли примерно на 25%. Возросли также тарифы и на тепловую энергию. Правда, многие магазины пользуются собственными бойлерами, но и здесь расходы должны были увеличиться, по нашим расчетам, не менее чем на 12%, поскольку после новогодних праздников изменились цены на топливо.

«Топливный» рост также должен сказаться и на удорожании транспортных расходов (бензин подорожал более чем на 10%), как на этапе доставки товара в магазины, так и при доставке крупногабаритной техники покупателям (несмотря на то что для покупателей эта услуга бесплатна, расходы на нее все равно учитываются при выработке ценовой политики).

Ну и, наконец, есть еще одна статья расходов, которая также вырастет в обязательном порядке. Это рост заработной платы сотрудников компаний, для того чтобы компенсировать рост цен на все вышеперечисленное: коммунальные услуги, продукты питания и товары, в т.ч. длительного пользования.

Для дальнейших комментариев корр. «К» обратился к руководителям некоторых розничных сетей Владивостока с двумя вопросами:

1. Что, по вашему мнению, послужило причиной роста цен на бытовую технику в магазинах Владивостока в феврале этого года?

2. Ваш прогноз дальнейшего развития ситуации с ценами на рынке бытовой техники в 2003 году?

Михаил БИРЮЛИН, директор Владивостокского представительства компании «Центр ДТ» (магазины «Электрик Центр»):

1. Причин для роста цен достаточно много: это и рост евро, а следовательно, рост оптовых цен, и изменения на таможне, и т.д. Цены за первые два месяца этого года выросли на все и вся. К тому же наблюдается смещение интереса покупателей к более дорогой технике, что приводит к изменениям в представленном ассортименте и также может восприниматься покупателями как рост цен.

2. Мы бы не стали слишком драматизировать ситуацию. Рост цен в феврале составил в среднем около 5%. Это говорит о том, что мы находим резервы для сдерживания цен. Но одно можно сказать точно: в 2003 году цены на технику будут увеличиваться.

Николай ДИКАНСКИЙ, директор регионального развития компании «В-Лазер»:

1. В прошлом году цены на бытовую технику практически не росли. К тому же на рынке достаточно активно продвигались российские торговые марки, и одним из основных инструментов для завоевания своих ниш на рынке для них является цена. В этом году отечественные производители вынуждены будут повышать цены, поскольку растут накладные расходы, что мы, собственно, уже и наблюдаем. Пока рост небольшой, но он есть.

2. Цены будут расти.

Виктор ШАКШУЕВ, коммерческий директор компании «Прилив Лайн» (магазины «У дворянского гнезда» и «XXI век»):

1. Укрепление курса евро, повышение цен на электроэнергию, бензин, ж/д перевозки и т.п. Собственно, вы и сами это все знаете. Кстати, в феврале рост цен сдерживался за счет того, что у компаний оставался некоторый запас товаров, приобретенных еще по старым оптовым ценам. Но сейчас с каждым днем такого товара остается все меньше.

2. Будут расти, но с отставанием от роста расходов самих розничных сетей. Мы надеемся, что рост заработной платы населения в целом повысит спрос на бытовую технику, что позволит нам более активно использовать такой фактор, как работа «от оборота».

Андрей ПАВЛЕНКО, коммерческий директор компании «Спектр»:

1. На технику европейских производителей — это, безусловно, рост евро. На продукцию LG и SAMSUNG (а это довольно существенная доля рынка бытовой техники во Владивостоке) — это изменение таможенных правил в отношении этих фирм. Некоторые отечественные производители, видимо, тоже не хотят упускать благоприятный момент для увеличения цен. Плюс к этому повышение цен на железнодорожные и транспортные перевозки. Вносят свою лепту коммунальные платежи. Есть еще и другие факторы, более мелкие, но и они не радуют.

2. Цены будут расти. Мы со своей стороны постараемся избежать резких скачков повышения. Пока мы находим для этого возможности.