Индия может стать альтернативным поставщиком товаров повседневного спроса в Россию, в том числе продуктов питания, медикаментов, изделий из кожи и другой продукции. Для этого нужно открывать новые логистические маршруты, заявил советник президента Индийского культурно-национального центра, управляющий компании «Императорский портной» Энди Котвани.
Раньше товары из Индии доставлялись напрямую по морю: в порт Санкт-Петербург за 42 дня, в порт Новороссийск – за 42-43 дня. «Еще был канал доставки в Ригу, – напомнил эксперт. – Однако сейчас эти морские маршруты недоступны».
Поэтому поставки из Индии и стран Средней Азии в Россию в основном идут через Иран. Логистический маршрут выглядит следующим образом: из Индии грузы по морю везут в порт Бендер-Аббас на берегу Персидского залива. Оттуда их перегружают в грузовики и доставляют в главный порт Ирана на Каспии – Энзели. Далее грузы могут быть доставлены в одну из трех российских морских гаваней: Оля, Астрахань, Махачкала.
Главная проблема – недостаток морских линий, которые обслуживают порт Бендер-Аббас. Из действующих: иранская Irisl и ее подразделение, а также различные небольшие индийские судоходные компании, которые сейчас в срочном порядке фрахтуют новые суда и контейнеры.
Но еще одним новым логистическим коридором может стать порт Ченнаи (Индия) – порт Владивосток, добавил Энди Котвани.
«Это может быть наиболее быстрый и доступный маршрут. По моим оценкам, транзитные сроки могут составлять 25-28 дней», – отметил эксперт. Схема доставки через Иран интересна с точки зрения транзитных сроков, признает Энди Котвани. Так, по оценкам эксперта, из Индии через Иран в порты Астрахань или Новороссийск грузы могут быть доставлены за 15-16 дней. Однако нужно помнить, что Иран под санкциями, это создаст определенные проблемы для участников ВЭД.
Открытие морского маршрута между Ченнаи и Владивостоком обсуждается с 2019 г., когда президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди на полях Восточного экономического форума подписали соответствующий меморандум. В конце 2021 г. стало известно, что индийские эксперты практически завершили анализ экономической эффективности данного маршрута.