2022-05-30T15:05:05+10:00 2022-05-30T15:05:05+10:00

Приморский паркет готов заменить европейскую продукцию

фото KONKURENT |  Приморский паркет готов заменить европейскую продукцию
фото KONKURENT

Санкции Европы против России, прекращение поставок европейского сырья для производства многих пиломатериалов, машин и оборудования, эмбарго на отечественные лесоматериалы: такое начало 2022 г. стало настоящим испытанием для лесопромышленного комплекса страны. Если еще в начале года российские компании подводили итоги 2021 г. и оглашали вполне четкие планы на будущее, то уже в марте, после смены геополитической обстановки в мире, лесной бизнес стал заметно осторожнее в прогнозах. Приморские лесопромышленники также вынуждены менять свои стратегии и приспосабливаться к новым реалиям.

Напомним, что в прошлом году правительство РФ забило тревогу после того, как внутренний рынок зафиксировал значительное поднятие цен как на пиломатериалы, так и на продукцию глубокой переработки. Более того, российские потребители были встревожены нехваткой пиломатериалов на внутреннем рынке, причиной которой являлся резко выросший спрос на деревянное домостроение в 2020 и 2021 гг.

Сегодня речь о дефиците лесной продукции уже не идет. Напротив, в отрасли опасаются, что вскоре на рынке будет переизбыток пиломатериалов, но в то же время продукция глубокой переработки повысится в цене из-за дефицита определенных товарных позиций.

По данным статистики, в первом квартале текущего года лесозаготовка в РФ снизилась на 2,4%, а именно до 68,9 млн кубометров. В 2021-м за тот же период времени в стране было заготовлено 70 млн кубометров леса. Одна из причин снижения – запрет на вывоз круглого леса, о значении и последствиях которого в отраслевом сообществе происходили бурные дискуссии. Так, лесопромышленники Дальнего Востока, чьи предприятия были преимущественно ориентированы на экспорт продукции за рубеж, высказывали опасения о том, что их финансовое положение ухудшится.

Еще до начала спецоперации, которая изменила для отрасли привычные экономические ориентиры, экспортеры леса говорили о том, что принимаемые правительством меры по запрету экспорта круглых лесоматериалов и сырых пиломатериалов влажностью более 22% с 1 января 2022 г. значительно повлияют на деятельность компаний.

Приморские компании не стали исключением. Так, крупнейший экспортер – группа компаний «Тернейлес» уже столкнулась с тем, что сбыт продукции в Японию (основной для компании рынок) значительно ограничен. Теперь компании предстоит заново искать новые рынки сбыта по таким позициям, как шпон.

Причем спрос на шпон стал сжиматься на японском рынке еще до 2022 г. в связи с пандемией, и поэтому ОАО «Тернейлес» было вынуждено сократить производство шпона на 30% и пробовать увеличить продажи в КНР. Вот только шпон не такой привлекательный для рынка КНР, и в итоге производство шпона сократилось на 75,1 тыс. куб. м, к уровню 2019 г.

Сегодня есть проблемы со сбытом и у производителей пиломатериалов. Введение запретительных пошлин на экспорт круглого леса хвойных и твердолиственных пород с 1 января 2022 г. и планируемое увеличение пошлин на сырой пиломатериал вызвало стрессовую ситуацию у многих небольших предприятий, рассказывают участники рынка. По словам директора по производству АО «Чугуевская ЛПК» Леонида Шевелева, для продолжения производства их компания была вынуждена оперативно приобретать сушильные камеры, чтобы продолжить поставки на экспорт сухой продукции.

«Что касается пиломатериала, который продается на внутренний рынок, то в данный момент цена как на сырой, так и на сухой материал опустилась. В среднем на рынке кубометр сырого материала можно приобрести за 12 тыс. рублей, а сухой – за 20 тыс. рублей. Подешевела и сухая погонажная доска», – рассказывает Леонид Шевелев.

В то же время количество поставщиков пиломатериала на внутренний рынок растет. С каждым месяцем приморским компаниям приходится конкурировать с сибирскими производителями, которые также частично лишились рынка Европы, Южной Кореи и Японии. Что касается поставок в КНР, то они также стремительно сокращаются у всех экспортеров, ведь многие китайские компании приобретали лес с минимальной обработкой, для того чтобы на своей территории производить распиловку и сушку. Теперь, когда российские компании стали самостоятельно осуществлять данные технологические операции, сотни китайских переработчиков остались не у дел и перестали приобретать российский лес.

С другой стороны, от этой ситуации выиграл потребитель, который может пойти в магазин и выбрать качественный и недорогой пиломатериал. Но если с пиломатериалом на внутреннем рынке проблем нет, то готовые изделия в дефиците. Сегодня значительно просело предложение по напольным покрытиям, паркету и паркетной доске. Причем крупные строительные гипермаркеты фактически оказались не готовыми к уходу европейских производителей паркетной доски, и теперь у них нет былого ассортимента.

И здесь Приморье может сказать свое производственное «слово». Отдельные приморские компании еще более 10 лет назад запустили в крае производство массивного паркета и паркетной доски. Так, старейшая компания ЗАО «Лес Экспорт», которая 30 мая будет отмечать 25-летний юбилей, уверенно работает в России на рынке напольных покрытий, при этом высокое качество выпускаемой продукции позволяет ей конкурировать с производителями из Европейского союза.

Оглядываясь на историю компании, понимаешь, что это предприятие, которое изначально было ориентировано на развитие рынка конечной готовой продукции. Пока многие коллеги по цеху зарабатывали на экспорте «кругляка», в Дальнереченске команда ЗАО «Лес Экспорт» задумала грандиозный и амбициозный проект – стать одним из крупнейших в России производителем трехслойной паркетной доски.

Создание нового паркетного предприятия базировалось на восстановлении цехов разрушенного ЛДК, в которое установили самое современное оборудование по производству паркетной продукции и шпона. Проект получил статус приоритетного инвестиционного и был успешно реализован в кратчайшие сроки.

За период 2008–2012 гг. предприятие привлекло более 2,5 млрд руб. инвестиций. В 2013 г. выпуск готовой продукции заводом по производству трехслойного паркета был доведен до 72% от проектного, товарной продукции было выпущено на 1,5 млрд руб. Налоговые отчисления составили 285 млн руб., и уже в 2014 г. завод произвел более 1 млн кв. м паркетной продукции. Для сравнения: этого объема хватило бы, чтобы обеспечить напольным покрытием все построенное в этом же году краевое жилье.

Развитие компании было обеспечено правильно выбранной стратегией, в основу которой руководство завода закладывало обещанный правительством запрет на экспорт круглого леса. Однако правительство, анонсировав введение запрета и ориентировав бизнес на развитие российской глубокой переработки леса, в дальнейшем так и не решилось на введение ограничений экспорта круглого и необработанного леса.

Как рассказывает генеральный директор ЗАО «Лес Экспорт» Леонид Корнейчик, сегодня выпускаемая паркетная продукция реализуется на российском рынке под торговой маркой Amber Wood, этот вид паркетной доски по своим характеристикам соответствует самым высоким мировым стандартам.

Леонид Корнейчик: «На сегодняшний день нам приходится работать не в полную мощность, так как, по ряду причин, предприятие было вынуждено отказаться от 40% полученных под реализацию инвестиционного проекта лесов, ничего не получив взамен. Но мы надеемся, что нам удастся хотя бы в какой-то части обеспечить недостающую потребность в сырье и увеличить выпускаемый объем.

Сегодня с рынка напольных покрытий России ушли крупные европейские производители, доля которых на рынке трехслойной паркетной доски в России составляла более 60%. Чтобы занять эту нишу, приморскому предприятию, безусловно, нужно увеличить сырьевую базу, что можно сделать только участвуя в открытых конкурсах на получение права аренды лесных участков для заготовки древесины».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX