В Главном управлении Минюста России по Приморскому краю рассказали о законодательстве, регламентирующем деятельность казачьих обществ.
Всего на территории Дальневосточного федерального округа зарегистрировано 175 казачьих обществ, наибольшее их количество сосредоточено в Приморском крае (37), Хабаровском крае (31) и в Забайкальском крае (27). Из них 66% включены в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации.
Законодательство, регламентирующее деятельность казачьих обществ, постоянно совершенствуется. Это свидетельствует о том внимании, с каким государство относится к российскому казачеству, о стремлении его всячески развивать и поддерживать.
Еще в 2019 году были внесены изменения в Указ президента Российской Федерации от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества», а также принят Федеральный закон от 02.08.2019 № 281-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ». В связи с этим изменились требования к уставам казачьих обществ, в частности, установлен порядок их утверждения органами исполнительной власти, порядок согласования устава с атаманами районного либо окружного казачьего общества.
Данные изменения позволяют казачьим обществам, действующим в одном регионе, координировать и объединять свою деятельность, а также налаживать эффективные механизмы взаимодействия с местными органами исполнительной власти по различным направлениям деятельности.
Кроме того, Советом при президенте Российской Федерации по делам казачества 27.11.2019 одобрены Типовые формы уставов казачьих обществ, а также разработаны рекомендации по применению Типового положения о согласовании и утверждении уставов казачьих обществ, утвержденные приказом Федерального агентства по делам национальностей от 06.04.2020 № 45.
Разработка и принятие таких документов существенно упрощает подготовку учредительных документов казачьих обществ, особенно для вновь создаваемых, повышает их качество и сокращает время на совершение регистрационных действий.
Что еще немаловажно, Типовым положением о согласовании и утверждении уставов казачьих обществ определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для их регистрации, что также позволит облегчить создание казачьего общества, сократить время на различные согласования с органами власти, сделать процесс разработки и регистрации учредительных документов более прозрачным.
Закон обязал казачьи общества привести свои уставы в соответствие с типовыми уставами до августа 2021 года, и хотя данная работа началась, следует признать, что до ее завершения еще далеко. На данный момент только треть казачьих обществ, зарегистрированных в ДФО, привели свои учредительные документы в соответствие с законом.
Следует учитывать, что несоблюдение требований действующего законодательства со стороны казачьих обществ является основанием для отказа со стороны органов юстиции осуществлять процедуру государственной регистрации как создаваемого казачьего общества, так и государственной регистрации изменений, вносимых в устав действующего.
В связи с этим атаманам казачьих обществ, которые по различным причинам еще не перерегистрировали свои уставы, следует незамедлительно выполнить требования законодательства.
В случае если члены казачьего общества по каким-либо причинам пришли к выводу, что организационно-правовая форма, в которой создана организация, не соответствует их целям и задачам, законодательством предусмотрена возможность ликвидировать казачье общество, а взамен создать иную некоммерческую организацию, например – общественную.
Вторым вариантом решения проблемы является реорганизация казачьего общества. В соответствии со ст. 123.15 ГК РФ по решению его членов оно может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.
Порядок преобразования казачьего общества следующий.
Решение о преобразовании принимается на заседании высшего органа управления казачьего общества, созываемого в установленном уставом порядке, квалифицированным большинством голосов членов казачьего общества. О предполагаемом преобразовании казачье общество уведомляет вышестоящее казачье общество, в том случае если оно входит в его состав.
Решение о преобразовании казачьего общества оформляется протоколом, после чего в территориальный орган Минюста России подается заявление установленной формы.
На заключительном этапе, по истечении трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, в территориальное управление Минюста России подается заявление о государственной регистрации организации, создаваемой взамен казачьего общества, а также учредительные документы вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
Вся необходимая информация, в том числе образцы типовых уставов, методические рекомендации по их регистрации, реорганизации казачьего общества и многое другое, размещена на официальном сайте Главного управления Минюста России по Приморскому краю, в разделе «Некоммерческие организации».