Из-за растянутого во времени эффекта шоков, с которыми столкнулась экономика РФ, в частности из-за менее глубокого, но более длительного влияния шока предложения, экономика может попасть в ловушку «адаптационного ожидания», когда производители ожидают подстройки спроса, а потребители – подстройки предложения; это может привести к замедлению структурной перестройки. Об этом пишет Банк России в докладе о денежно-кредитной политике.
В ежеквартальном докладе о ДКП регулятор представляет свое видение и оценки текущей экономической ситуации и публикует макроэкономический прогноз, который является основой решений по ключевой ставке.
Основной посыл доклада – Россию ожидает менее глубокий, чем предполагалось ранее, но более растянутый во времени экономический спад. Ключевые цифры обновленного прогноза Центробанк уже представил 22 июля в обосновании снижения ключевой ставки на 1,5 процентного пункта, до 8% годовых с 25 июля. Так, сокращение ВВП в 2022 году, согласно текущим ожиданиям, может составить 4–6%, а не 8–10%, как предполагалось в апреле, но на следующий год теперь прогнозируется снижение показателя на 1–4%, тогда как в апреле ЦБ считал, что в 2023-м российская экономика перейдет к постепенному росту в условиях структурной перестройки и в целом за год сокращение ВВП составит до 3%, а в лучшем случае будет нулевой рост. В 2024 г. прогнозируется рост ВВП в диапазоне 1,5–2,5% вместо 2,5–3,5%.
Одновременно в ценовой динамике продолжается нисходящая коррекция после скачка в марте. Сдерживающее влияние на темп роста цен со стороны спроса стало более выраженным, а шок предложения оказался не таким значительным, как предполагалось в предыдущем докладе о ДКП: несмотря на уход ряда зарубежных производителей, рынок потребительских товаров остается насыщенным, появляются новые бренды и продуктовые аналоги, производители видят возможности для наращивания производства.
«В то же время эффект шоков, с которыми столкнулась российская экономика, может быть растянут во времени. Одно из возможных негативных последствий более растянутого влияния шока предложения – ловушка «адаптационного ожидания», когда производители ожидают подстройки спроса, в то время как потребители – подстройки предложения. Уже можно увидеть признаки того, что период ожидания для потребителей и производителей, вероятно, наступил», – отмечается в докладе.
Регулятор объясняет: с одной стороны, производители и продавцы товаров в марте повысили цены, предполагая, что установившийся слабый курс рубля сохранится в течение длительного периода (а возможно, ожидая его дальнейшего ослабления). Последующее укрепление рубля не привело к сопоставимому снижению издержек, в том числе из-за необходимости использовать более дальние маршруты транспортировки или оплачивать дополнительные посреднические услуги.
В результате производители и продавцы снижают цены не соразмерно укреплению курса, а заметно меньше. Кроме того, компании, утверждая новый ассортимент и ценовую политику по нему, выводят на рынок новые продукты в меньших объемах и по «пробным» ценам – возможно, более высоким, в том числе из-за необходимости оплачивать дополнительные логистические услуги и из-за неопределенности относительно дальнейшей динамики курса рубля.
В свою очередь потребители в марте сформировали запасы по широкому кругу товаров, часть которых перестала продаваться на рынке. Вновь появившиеся товары могут быть для них малознакомы или непривычны, а цена – выше той, по которой потребитель был бы готов попробовать новый товар. Кроме того, потребители ждут снижения цен на привычные товары соразмерно укреплению рубля.
«Поскольку цены остаются высокими, а ставки по депозитам – приемлемыми, вместо покупок домохозяйства предпочитают сберегать средства на текущих счетах <…>. Сохраняющиеся жесткие неценовые условия кредитования дополнительно охлаждают потребительские настроения. Как следствие, потребительская активность остается сдержанной», – указывают в ЦБ.
Таким образом, производители ждут уверенных сигналов с потребительского рынка о том, что можно расширять производство и снижать издержки и цены за счет экономии на эффекте масштаба, а потребители – снижения цен и широкого распространения новых товаров, которое позволит сделать вывод о ключевых характеристиках таких товаров и их актуальности для них.
Результатом такого ожидания может оказаться длительное охлаждение потребительской активности, что, как следствие, приведет к замедлению структурной перестройки – бизнесу будет трудно выводить на рынок новые продукты, развивать производство, пишет регулятор.
Сберегательное поведение населения может стать еще более выраженным при ухудшении ситуации на рынке труда. Компании могут начать переходить к оптимизации той части персонала, к которой уже применяются гибкие формы занятости (неполный рабочий день, вынужденные отпуска и т. п.). Домохозяйства в этом случае будут формировать дополнительную подушку безопасности и еще больше ограничивать расходы.
С учетом текущей комбинации факторов Банк России увидел целесообразность поддержки спроса дополнительным снижением ставки на 1,5 п. п., объясняет регулятор свое июльское решение по ключевой ставке. В то же время риски быстрого ускорения потребительской активности остаются, говорится в докладе.
По мере того как домохозяйства будут привыкать к новому ассортименту, а компании – уточнять цены, сокращая издержки, связанные с выстраиванием новых цепочек доставки и поиском новых контрагентов, восприятие ценовой динамики у этих двух групп будет выравниваться, хотя эти процессы будут проходить неоднородно по регионам и отраслям.