«Владивосток не сразу строился» – перефразированная строчка из песни очень точно описывает действительность. Столько перестроек, сколько столица Дальнего Востока, наверное, не переживал ни один город РФ. Но самые грандиозные изменения, которые должен претерпеть краевой центр Приморья, судя по всему, еще впереди. Мэрия готовит мастер-план развития дальневосточной столицы до 2030 г., чтобы представить его на ВЭФ, одновременно Минвостокразвития грезит о Владивостоке как о городе-миллионнике. Какой же должна быть дальневосточная столица?
Сергей Косиков, директор Городского риэлторского центра: «Заявленные планы по изменениям в городе в случае реализации действительно станут первым шагом к повышению качества жизни людей. Во Владивостоке должно быть комфортно жить – это главное. Ведь город может быть «для людей», когда в шаговой доступности от своего места проживания или работы ты можешь комфортно гулять. Город может быть «для машин», когда комфортно и просто добираться из одной точки в другую на автомобиле и не ломать голову с парковкой. Город может быть и туристически привлекателен, когда туристам и есть что посмотреть, и само путешествие не становится «борьбой с препятствиями».
Но никакое благоустройство не будет эффективным без планов по привлечению молодежи. Местные университеты должны стать центром притяжения молодых талантов, у которых есть возможность самореализации, трудоустройства и перспективы карьерного роста. И если у нас будут созданы условия, интересные для молодежи, плюс сам облик нового Владивостока изменится – вот тогда у нас появится и город Спутник, и миллионное население, и мощные туристические потоки».
Дмитрий Абросимов, эксперт по госзакупкам: «Создание целостной набережной городу необходимо, но лично я поддерживаю не привычный нам формат по схеме «дешевый подрядчик и слабый контроль», а продуманный проект нормального пляжа – у города ни одного такого нет. Под «нормальным» я подразумеваю красивую благоустроенную территорию, туалеты, кабинки для переодевания, спасателей, патрули полиции, лежаки и прочий сервис. Сейчас у нас есть только Шамора, в сторону которой в выходные – сплошная пробка. При этом для организации качественных пляжей подходящих мест – в избытке: Юбилейный, Змеинка, Кунгасный, Вторая Речка и так далее, просто нужны воля администрации и нормальные арендаторы.
Вторая большая проблема города – это почти полное отсутствие благоустроенных парков. Единственное исключение – Нагорный парк. Из Покровского парка и парка Мингородка нам каждая администрация города уже 20 лет обещает «сделать картинку», надеюсь, что Константин Шестаков переломит эту практику по типу «последних китайских обещаний».
Третье – парковочные места. Хотелось бы, чтобы все было реализовано, например, как в Москве: паркоматы, стоимость парковки в будни и выходные, проверяющие за неправильную парковку. Еще хотелось бы видеть в городе больше стрит-арта – и речь не только о красивых граффити, но и об интересных, оригинальных памятниках и скульптурах. Образно говоря, заезжий турист в каждом укромном уголке Владивостока должен увидеть что-то потрясающее и уникальное.
Из транспортной доступности хотелось бы, чтобы запустили маршрут автобуса от площади Баляева через Луговую по Светланской в центр и обратно. Ведь там регулярно перемещается масса людей, вынужденных пересаживаться на Луговой в обе стороны, что весьма неудобно».
Анастасия Николенко, кандидат политических наук: «Новый Владивосток должен взять все лучшее от «старого», но этим должны заниматься те, кто хорошо знает город. Современные проблемы упираются в полное непонимание самой сути Владивостока, в попытки притащить все что угодно и откуда попало, не разбираясь в особенностях инфраструктуры и истории места. Это наносит огромный вред, собственно, это и уничтожило уникальность города, превратив его в подобие гибрида Хабаровска и окрестных сел. Нужен иной подход. Нельзя забывать, что Владивосток – это прежде всего город-порт, который по определению захолустьем быть не может.
Лично я думаю, что планы создания рекреационной системы, а также повышение качества жизни горожан – вполне выполнимые задачи. Современные технологии и управленческий опыт позволяют справиться с проблемами инфраструктурного характера любой сложности. Тем более что за последние годы сделано уже немало. Кроме всего прочего, улучшению ситуации способствует и внутренний туризм, а также уже имеющиеся рекреационные ресурсы города и края».
Ирина Первак, управляющая сети концептуальных детских магазинов: «Во-первых, новый Владивосток должен быть, на мой взгляд, более чистым и ухоженным. Покосившиеся кривые бордюры, поручни, перила, надземные переходы, места стихийной торговли, придомовые территории и выезды – очень многое из этого находится в непристойном состоянии. На детские площадки около домов, при наличии программы «1000 дворов», зачастую без печали не взглянешь. ТСЖ, к которому относится площадка, ею заниматься не желает, а окружающие ее дома – не могут. Кругом бюрократия.
Во-вторых, в городе очень много недостроев – бетонных строений, особенно в районе Тополиной аллеи, Партизанского и Океанского проспектов, и что самое кошмарное – на въезде во Владивосток, на проспекте 100 лет Владивостоку. Неужели чиновники, согласовывавшие эти стройки, не имеют никакого решения пусть не демонтажа, но хотя бы натягивания за счет владельцев объектов декоративной сетки?
В-третьих, хотелось бы, чтобы помимо строительных процессов в городе происходила еще и работа общественная. Чтобы жители Владивостока восхищались не американскими приезжими (Элеонора Прей, в исторической части города ей почему-то посвящено так много внимания), а погружались в российскую историю с нашими отечественными героями. Ведь во Владивостоке жили и инженеры, и летчики, и военные, и врачи, про которых можно было бы рассказать намного интереснее, чем про некую Прей».
Сергей Федоренко, председатель совета СРО «Альянс строителей Приморья»: «Новый Владивосток должен взять все лучшее, что есть в градостроительной науке. Город хочется видеть модернизированным по нескольким направлениям. Необходимо вернуть самый удобный общественный транспорт – трамваи – это факт. Одновременно нужно препятствовать развитию личного автотранспорта: не расширять дороги, вводить побольше одностороннего движения, устраивать рейды с эвакуацией авто, штрафовать фотокамерами, делать платные стоянки и все остальное, чтобы люди не пользовались своими машинами, особенно при езде в центр. При этом нужно создавать условия для электросамокатов. И это не дань моде, это реально новый и очень удобный вид транспорта, который будет все больше и больше развиваться. Особенно во Владивостоке, где даже зимой солнце растапливает снег.
На мой взгляд, давно необходимо ликвидировать наземные и подземные переходы, которые крайне неудобны для пешеходов.
Важно сохранить морскую линию. В некоторых городах даже жилые кварталы сносят, чтобы открыть горожанам обзор. Морская линия является уникальной особенностью Владивостока, ее нужно беречь всеми силами. Застройка городу нужна, но каждый метр должен быть застроен под чью-то ответственность. Пустыри, брошенные и аварийные здания – все это неприемлемо для столицы Дальнего Востока, особенно для исторического центра.
А еще нам крайне необходимо избегать разрастания города вширь. Основное ядро Владивостока должно находиться в 5–10-километровой черте от административного центра, чтобы горожане могли в большинство мест попасть за максимально короткое время. Идеально – пешком или на самокате, и в крайнем случае – на общественном транспорте».
Андрей Борняков, советник заместителя председателя правительства Приморского края, советник мэра Владивостока: «Владивосток необходимо развивать комплексно, в рамках поэтапного планирования. Сегодня главные направления развития, на мой взгляд, следующие: Владивосток – это морской город, который должен иметь комфортный выход к прибрежной полосе с любой из своих сторон. Безусловно, мастер-планом должна быть предусмотрена большая, длинная набережная вдоль всего Амурского залива. Ее назначение объяснять не нужно – это возможность комфортного отдыха, прогулок, занятия спортом, то место, где любой житель или гость города сможет прокатиться на велосипеде или роликах, просто совершить пешую прогулку.
Второе: центр Владивостока, безусловно, должен позиционироваться как пешеходная зона. В черте города необходимо выделить линии общественного транспорта, который бы ходил независимо от пробок, строго по расписанию. И сам транспорт должен быть комфортным, удобным, цивилизованным – таким, чтобы людям хотелось оставить свои автомобили и пользоваться автобусами.
Третье: Владивосток – это зеленый город. На первый взгляд, в дальневосточной столице зелени хватает, но речь идет о развитии эстетики озеленения, ухода за деревьями и клумбами, создании определенного городского ландшафта с интересными дизайн-подходами, в том числе и подсветкой.
Четвертое – городские пляжи: эти территории должны быть отданы арендаторам, которые бы несли за них ответственность, содержали в полном порядке и благоустраивали для горожан и гостей города».
Владимир Каплинский, вице-президент Российской гильдии риэлторов: «Всем нам хорошо известно, что центр Владивостока перегружен автомобилями и вечные пробки – настоящий бич города. В этой связи необходимо найти возможность строительства публичного паркинга – это одна из первоочередных задач администрации: купировать вопрос заторов на дорогах.
Что касается перспектив, то городская агломерация должна развиваться в сторону города Артема – это и есть «спутник» Владивостока, и строительство какого-то нового Спутника, на мой взгляд, несвоевременно. Именно по северному направлению должно идти строительство и жилых, и коммерческих объектов, туда со временем должен передислоцироваться административный центр, госучреждения, бизнес. А центральную часть Владивостока необходимо адаптировать под пешеходную зону. Промзоны тоже следует перенести за город, а освободившиеся территории преобразовать под культурные, прогулочные территории. Кроме того, необходимо наращивать деловую активность между Находкой и Владивостоком, что потребует расширения старой или строительства новой дороги, связывающей эти два приморских города. А еще давно пора задуматься о восстановлении морского сообщения: вернуть людям «кометы» и «ракеты».
Виталий Гречанюк, член Градсовета Владивостока: «Основные тезисы в мастер-плане прописаны правильно. Но есть и такие темы, которым не уделяется достаточного внимания. Так, очень важным аспектом для города является микрорайонная застройка. Сегодня территории застраиваются несколько хаотично, на значительном расстоянии от существующей «цивилизации». Я бы сказал, что застройщики кто кому и как удобно возводят «куски Владивостока», слабо связанные с самим городом. Жилые микрорайоны появляются и на Патрокле, и на Змеинке, и в Снеговой Пади, в бухте Щитовой, сейчас развивается направление в сторону Надеждинского района.
Но получается так, что строятся «места для сна» – остальное не учитывается? Ведь та инфраструктура, без которой комфортная жизнь человека невозможна, физически не успевает за строительством: аптеки, магазины, кафе, социальные объекты – за всеми этими удобствами люди по-прежнему едут в центр Владивостока. Необходимо менять сами подходы к системе развития агломерации. Только тогда проблема перезагруженности центра города может быть купирована».
Анастасия Шаклеина, дизайнер одежды, владелица ООО «Shaklein-бренд»: «Владивосток не позиционируется в качестве «города-героя» или «памятника» с тысячелетней историей. Безусловно, история имеет значение, но, на мой взгляд, слишком много внимания у нас уделяется той «старине», которая этого не заслуживает. Если провести аллегорию, я бы сказала, что Владивосток должен быть похож на Сингапур. В этой связи хотелось бы верить, что программа реновации затронет не только определенные районы, а весь город. Нам необходимо избавляться от «гостинок», «хрущевок», другого старого фонда. На их месте должны появляться красивые и современные здания. Только такой подход позволит городу стать центром притяжения туризма – то, к чему стремятся сегодня и власти, и бизнес».
Кирилл Солгалов, советник главы города Владивостока, член Союза архитекторов России, член Градостроительного совета Приморского края: «Ключевая трансформация Владивостока с точки зрения преобразования в «город будущего» должна происходить с учетом его уникального месторасположения. Окруженный с трех сторон морем, Владивосток должен максимально использовать это преимущество для комфорта горожан и гостей города. Необходимо создать длинную набережную протяженностью около 18 км, которая бы объединила в единую благоустроенную территорию прибрежную зону. Соответственно, выход на эту набережную должен быть предусмотрен со всех сторон.
Отдельно нужна дублирующая улица, которая бы проходила вдоль всего Амурского залива от центра города до набережной в районе ул. Татарской, соединив воедино все территории. Много земельных участков, расположенных в центре Владивостока, сегодня используются неэффективно. Их необходимо преобразовать в благоустроенные кварталы, выходящие к пляжам.
Таким образом, вернув городу море, сделав доступным общественный транспорт, включая создание так называемого легкого метро, приведя в порядок центр, мы достигнем образа «города будущего», которого достоин Владивосток».