Стоимость рыбной продукции в России за последние пять лет выросла на 32%, сообщает ФАНУ «Востокгосплан». При этом на Дальнем Востоке эта цифра еще выше – 34%.
«В Дальневосточном федеральном округе с 2017 г. стоимость 1 кг рыбной продукции в среднем для потребителя возросла на 34%. Наибольший прирост в Уральском федеральном округе – 43%, наименьший в Центральном – 28%. В России в среднем рыба подорожала на 32%. К такому выводу пришли эксперты ФАНУ «Востокгосплан», проанализировав динамику цен на рыбную продукцию за 5 лет», – говорится в сообщении.
По мнению опрошенных ФАНУ экспертов, высокая стоимость рыбной продукции и опережающий темп роста цен на нее обусловливает низкую покупательную способность населения. С 2017 по 2021 г. на Дальнем Востоке она снизилась на 12,5%, в среднем по России – на 1,3%.
«В группу с низкой стоимостью продукции (ниже среднероссийского уровня на 12-31%) входят пять регионов ДФО, из которых к рыбодобывающим относится только Хабаровский край. В этом регионе более низкая стоимость может объясняться близостью к месту вылова продукции и наличием более низких трансакционных издержек. В остальных четырех территориях данной группы (Республика Бурятия, Забайкальский край, Амурская и Еврейская автономная области) прослеживается относительно низкая покупательная способность населения (например, в Еврейской автономной области) либо низкий спрос, связанный с нетрадиционностью потребления рыбной продукции (Республика Бурятия)», – говорится в релизе.
В группу регионов со средним уровнем цен входят Сахалинская область и Приморский край, которые являются рыбодобывающими. Снижение цены здесь, по мнению экспертов, не происходит вследствие незначительности объемов продукции, направляемой рыбодобытчиками и ретейлерами на внутренний рынок.
Наиболее высокая удельная стоимость продукции фиксируется в северных районах страны, это Чукотский автономный округ, Камчатский край, Республика Саха (Якутия) и Магаданская область. Это может объясняться фактором северности и повышения всех видов издержек вследствие более высокой себестоимости производства товаров и услуг.