2022-10-22T07:10:52+10:00 2022-10-22T07:10:52+10:00

«Люди берут только самое необходимое»: мобилизационный эффект настиг Приморье

Фото: freepik.com |  «Люди берут только самое необходимое»: мобилизационный эффект настиг Приморье
Фото: freepik.com

Россияне активно переходят от потребительской модели к сберегательной. Согласно результатам опроса сервиса SuperJob, в октябре каждый второй россиянин признался, что стал больше экономить, а доля увеличивших расходы упала более чем на треть по сравнению с мартом. Сторонников стратегии «больше тратить» среди опрошенных оказалось всего 9%, а в марте – сразу после начала специальной военной операции на Украине – их доля составляла 14%. Сейчас картина практически идентична той, что была зафиксирована в разгар пандемии в январе 2021 г.: тогда 8% решили, что настало время больше тратить, а 47%, напротив, перешли к экономии. Российская экономика, по всей видимости, входит в очередной после коронакризиса период трансформации, который продлится как минимум ближайшие несколько месяцев. Но что переживает Приморье?

Дмитрий Клатаевский, предприниматель: «Я, как владелец нескольких бизнесов, могу сказать точно: просадка сегодня практически по всем составляет более 50%. Сезонный фактор снижения продаж в этом году усилен внешними факторами, связанными с оттоком людей и, соответственно, капиталов, которые сегодня происходят по всей стране. В Приморье это особенно остро ощущается в силу традиционно невысокой населенности региона. Число платежеспособного населения критически уменьшается. Это не может не влиять на предпринимательскую деятельность».

Максим Башков, партнер автосервиса «Белизар»: «Ощутимый спад продаж автомобилей был зафиксирован на «Зеленом углу» во Владивостоке после объявления о частичной мобилизации, с 21 сентября. На сегодняшний день спрос восстанавливается. К Новому году, как правило, покупательская активность растет, и этот год не исключение. Автовозы – заполнены, машины отправляются в Сибирь. Кроме того, неплохо развивается рынок корейских подержанных авто, люди покупают BMW и Mercedes. Что касается дилеров, спрос перетекает с премиального сегмента авто на более дешевые модели. В этой связи китайский автопром уверенно завоевывает рынок».

Алексей Пермяков, управляющий центра обуви MANERA: «После того как объявили частичную мобилизацию, у нас сразу наметилось небольшое падение продаж. Но буквально через пару недель активность возобновилась. В нашем сегменте это было прогнозируемо, ведь людям в любое время необходимо одеваться по сезону. Сейчас в магазинах фиксируется рост спроса на сезонную одежду и обувь, в частности на теплые вещи.

Чтобы взвешенно проанализировать колебания покупательской активности, должно пройти время. Но в той ситуации, которая происходит сегодня, мы однозначно ожидаем спад потребления, так как отток населения, особенно мужского пола, негативно скажется на продажах в ретейле».

Анастасия Шаклеина, дизайнер одежды, владелица ООО «Shaklein-бренд»: «С началом частичной мобилизации мои заказчики ничего не отменяли, но разговоры о том, как сэкономить, уже заходят. Ведь где-то есть возможность «ужаться» на ткани или фурнитуре. Что касается статистики по торговым центрам, то продажи с введением мобилизации однозначно упали. Более того, в первые 10 дней ТЦ просто «зависали» в тишине. Людей не было от слова «совсем». Постепенно покупатели стали возвращаться. Но сейчас люди берут только самое необходимое. Например, достаточно большим спросом пользуются теплые спортивные костюмы дешевого сегмента. У моих соседей по бутику одежда за 3,5–5 тыс. руб. распродается активнее, чем у меня, где сегмент качественнее, но и стоимость более высокая. Да, сейчас у покупателя в приоритете цена. Но тотального падения спроса нет, люди в любые кризисы и войны одевались и будут одеваться».

Ирина Первак, управляющая сети концептуальных детских магазинов: «Я могу рассказать о том, что происходит прямо сейчас, но завтра все уже может измениться. Пока покупательский спрос достаточно высокий. Но это в нашем сегменте. Ведь мы торгуем товарами для детей, в том числе сезонной зимней одеждой, которая сейчас очень востребована. Причем если говорить о нашей аудитории, то товары покупаются не на последние деньги и покупатели готовы сэкономить на чем-то другом, но не на собственных детях. Вообще, говоря о спросе, я бы провела аналогию с узкоспециализированным магазином для охоты и рыбалки. При сокращении расходов человек не купит новое ружье, но на уже имеющееся обязательно приобретет новые патроны, оптику и так далее. На таких вещах экономить никто не будет. Или пример продуктового ретейла: люди не откажутся от хлеба, который покупали раньше, какой бы экономией они ни занимались. Но при этом спокойно обойдутся без авокадо. Базовое остается, несущественное уже неактуально».

Юлия Сайкова, директор розничной сети «СИТИВИК»: «В настоящее время потребитель очень рационален в своих тратах, импульсные покупки очень сократились. В общей массе потребитель находится в режиме экономии, так как все обеспокоены экономической обстановкой в стране. Практически отсутствуют покупки «про запас», при этом товары первой необходимости, а особенно категории суперфреш, показывают неплохой прирост».

Виктор Жариков, директор по развитию ООО «Металл-Инвест»: «В мобилизацию очень сильно просядет ипотечное кредитование, так как часть населения ушла – кто в армию, кто «в бега». А 300 тыс. мобилизованных по стране – это тоже люди. Тех же, кто остался, банки вряд ли станут охотно кредитовать. Всегда есть риск, что кредитора призовут по мобилизации. А так как практически вся застройка осуществляет деятельность по эскроу-счетам, которые перестанут наполняться, строительство просядет.

Но есть интересный момент. Дело в том, что общий прирост по России в строительной отрасли составил за год в среднем 6% (от +1 – в ДФО  до +15% – в Сибири). И если потребительский спрос за счет снижения объемов выдачи ипотеки снизится даже процентов на 20, то на фоне общего шестипроцентного роста это будет не так критично.

Металлотрейдерам проще, ведь мы сотрудничаем не только с жилой застройкой. Есть много государственных строительных объектов, которые зачастую гораздо более металлоемкие. Главное, правильно искать рынки сбыта».

Читайте Konkurent.ru в
Дзен Новости - KONKURENT.RU Google Новости - KONKURENT.RU
Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ