2022-11-16T12:22:53+10:00 2022-11-16T12:22:53+10:00

На юань надейся, сам не плошай: стоит ли покупать китайскую валюту

Фото: freepik.com |  На юань надейся, сам не плошай: стоит ли покупать китайскую валюту
Фото: freepik.com

После того как ЦБ установил контроль за движением капитала, а западные страны ввели санкции против России, в стране вырос интерес к китайским финансовым активам. Объем торгов юанем на Мосбирже достиг рекордных значений, российские банки начали предлагать клиентам вклады в юанях, а биржи заинтересовались допуском китайских активов к торгам. Может ли юань стать главной инвестиционной валютой России?

Во вложениях в валюту КНР есть масса плюсов: ее надежность обеспечена второй экономикой мира с сильным торговым балансом. У юаня невысокая волатильность – так на биржевом языке называется разница в колебаниях между максимальным и минимальным значением валюты к доллару США. У юаня за последние 10 лет она составила всего 18,5%. Рубль по отношению к доллару, напомним, только за последние полгода ослабел в два раза и затем настолько же укрепился.

Обменять юани на местную валюту можно во многих странах мира. Благодарить за это следует китайских туристов, которых до пандемии можно было встретить в самых экзотических уголках планеты.

Растет популярность юаня и в международных расчетах. В 2021 г. на его долю приходилось 2,7% трансграничных платежей. Юань обгоняли по этому показателю только доллары, евро и фунты стерлингов. Уже ясно, что в 2022 г. он некоторые из перечисленных валют обойдет.

Учитывая, что доллары и евро в России уже на официальном уровне называют «токсичными валютами», дорога к вершинам популярности на наших просторах у юаня открыта. Не случайно, по данным ЦБ РФ, граждане с апреля по июнь приобрели юаней на сумму 0,4 трлн рублей, что в разы больше, чем за аналогичные периоды предыдущих трех лет. Одновременно с этим рост оборота торгов юанем на Мосбирже в октябре составил 1,5 трлн руб. – на 18,6% больше сентябрьского.

Алексей Шестемиров, к. э. н., доцент Финансового университета при правительстве РФ: «В настоящее время в рамках существенных санкционных рисков юань действительно становится альтернативой исторически устоявшимся инвестиционным инструментам, таким как американский доллар и евро. Основной пересмотр приоритетов населения, безусловно, связан с существующими политическими рисками утраты своих накоплений, сформированных в валюте недружественных государств. Причем речь идет как о внешних факторах, так и о внутренних валютных ограничениях.

Что касается юаня, то валюта страны, экономика которой в настоящее время достойно занимает ведущие позиции в мире, стала популярна у российского инвестора не только в марте 2022 г. Это накопительный эффект, а санкционные и ограничивающие факторы инвестиционного взаимодействия с недружественными странами лишь подтолкнули к активизации уже запущенных ранее процессов».

В результате крупнейшие российские банки стали запускать новые инструменты в юанях для граждан и бизнеса. Физлицам предлагают депозиты, накопительные счета и наличные, а компаниям – кредиты, хеджирование и гарантии. По мнению кредитных организаций, юань – наиболее привлекательная альтернатива долларам и евро в условиях высоких санкционных рисков владения долларами и евро. Через год-два юани могут полностью вытеснить все накопительные, кредитные и долговые инструменты, номинированные в валютах недружественных стран.

Но растущей популярности может помещать политика Народного банка КНР, который обеспечивает стабильность китайской валюты. Юань жестко регулируется властями Китая, он может быть девальвирован в любой момент.

Максим Кривелевич, финансовый аналитик: «Китай – это экспортоориентированная экономика. Они все равно будут свою валюту девальвировать. Таким образом, инвестировать в юани под 4% годовых с риском потерять за 3–4 года четверть объема инвестиций, наверное, не самое лучшее решение. Совершенно иная ситуация с точки зрения использования юаня в расчетах за товар юридическими лицами. Это разумно и эффективно».

Андрей Маслов, аналитик ФГ «Финам»: «Все же, несмотря на то что сейчас банковских услуг в юанях стало больше, «народной» валютой он стать вряд ли сможет. Во многом это связано с тем, что юань – это частично конвертируемая валюта, и китайское правительство само не хочет распространения юаня, так как в таком случае иностранные инвесторы смогут скупать бизнес в самом Китае. Как альтернатива доллару юань вряд ли подходит, поскольку, помимо описанных выше причин, остается рисковой валютой развивающейся страны с довольно непредсказуемой внутренней политикой и непрозрачными институтами. Поэтому хранить сбережения в юанях – все же более рисковая затея, чем в долларах. Даже в случае запрета хождения долларов в РФ сама американская валюта никуда не исчезнет, а будет ходить в серой зоне, как это, например, происходит в Иране».

Вторая проблема в том, что ставки по вкладам в китайской валюте оставляют желать лучшего. Первая волна привлечения клиентов во вклады в юанях прошла в начале весны, когда ВТБ, банк «Дом.РФ», СДМ-банк, банк «Санкт-Петербург» начали предлагать своим клиентам депозиты в этой валюте, а ставки по ним достигали 4–8% годовых. Однако сейчас они сократились до 0,5–2% годовых. «Вторая волна» в активизации банками предложения продуктов в юанях связана с тем, что кредитные организации пытаются удержать клиентов, опасаясь того, что волатильность розничных пассивов может усилиться в будущем.

Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global: «При примерно равных ставках по вкладам в юанях сейчас и долларах в прошлом году от юаня не ждут сильного укрепления против рубля, как этого можно было ожидать от долларов и евро, так как курс юаня постоянно корректирует правительство и его отклонение от рубля за год не превышает 5–7% (не считая начало текущего года, когда лихорадило именно рубль). Зато это создает стабильность и прогнозируемость ведения бизнеса».

По мнению аналитиков, в текущей ситуации юань можно использовать больше для диверсификации своих вложений. «Если с долларов и евро все перейдет на юани, то опять «все яйца будут в одной корзине», а никакой диверсификации не будет. Однако через год-два все накопительные, кредитные и долговые инструменты, номинированные в валютах недружественных стран, могут быть вытеснены целым рядом валют дружественных стран, которых огромное количество, например Турция, страны СНГ, Иран», – поясняет Владимир Чернов.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ