Покупатель может вернуть продавцу не только бракованные, но и просто не подошедшие товары. Если вещи приобретались в обычном магазине, то ст. 25 ФЗ «О защите прав потребителя» для этого предусмотрен 14-дневный срок. В него входят выходные и праздничные дни. Если последний день этих двух недель оказывается нерабочим, то он переносится на первый рабочий день, следующий за ним.
Обратите внимание: сроки возврата товара надлежащего качества в обычный и интернет-магазин разные. Мы поговорим именно об офлайн-торговле.
Что можно и что нельзя вернуть в срок 14 дней?
По закону товары надлежащего качества можно вернуть, если они относятся к категории непродовольственных и не входят в перечень исключений, предусмотренных постановлением правительства. Не удастся вернуть также, например, косметику и духи.
Но продавцы очень любят расширять этот перечень по собственной инициативе. Например, размещать в торговом зале информацию о том, что сапоги возврату и обмену не подлежат. Наличие таких объявлений никакими дополнительными правами продавцов не наделяет – они обязаны принять сапоги обратно, если покупатель не нарушил правила обмена и возврата.
Правило действует не для всех непродовольственных товаров – есть исключения. Перечень того, что не удастся вернуть по закону:
- бытовую химию;
- все виды аграрной химии, пестициды;
- непериодические издания – в частности, книги и календари;
- мебель;
- ювелирные украшения и бижутерия;
- транспортные средства – в частности, автомобили, спецтехнику, мото- и водная технику, велосипеды;
- электронику, гаджеты, бытовую технику;
- растения и животных;
- товары медицинских групп;
- предметы личной гигиены – в том числе резинки для волос и заколки;
- любую косметику, парфюмерию;
- измеряемые в метрах товары – например, ткани и ленты;
- трикотаж и швейные изделия;
- товары из пластика, которые контактируют с пищевыми продуктами;
- оружие, его части и патроны.
Все, что не указано в перечне постановления правительства, может быть возвращено в срок 14 дней – это тот самый «период охлаждения», установленный законом. Однако продавцы часто проявляют «изобретательность» и всячески препятствуют клиентам в возврате товаров.
Например, компании отказываются принимать штучные, продававшиеся в упаковках предметы, и утверждают, что они продавались метрами. Или относят к технически сложным изделиям то, что по закону таковым не является.
Неправомерные действия продавца – основание для направления претензии. Если реакции не будет, либо принятые магазином решения вас не удовлетворят, стоит подготовить исковое заявление и обратиться в суд. Шансов добиться справедливости здесь намного больше.