РЖД планирует поднять на 51% тариф на порожний пробег вагонов со станций Дальнего Востока. Таким способом железнодорожная монополия хочет стимулировать перевозки контейнеров в полувагонах. Об этом пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на письмо заместителя гендиректора ОАО «РЖД» Алексея Шило.
Причем в ОАО «РЖД» подтвердили, что мера по росту тарифов на порожний пробег полувагонов со станций Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) действительно рассматривается, назвав ее вынужденной. Кроме того, «эта мера должна способствовать росту доли обратной загрузки полувагонов за счет привлечения контейнеров по направлениям запад – восток и восток — запад».
Источник издания в одной из крупных операторских компаний отметил, что предложение РЖД может привести к уменьшению скорости работы сети, дефициту вагонов в погрузочных регионах. При этом ожидаемого роста контейнерных отправок не произойдет.
Другие источники газеты добавили, что основой причиной роста тарифов может быть желание компании увеличить свои доходы в плане маржинальности контейнерных перевозок по железной дороге. При этом идея роста тарифов никак не согласуется с предложением привлечь полувагоны и нарастить объем контейнеров с восточного направления.
Другое предложение, с которым выступает ОАО «РЖД», – повысить на 11,2% тарифы на перевозки груженых и порожних контейнеров на порты и погранпереходы Дальнего Востока и со станций ДВЖД в импортном и внутригосударственном сообщении, снизив на такую же величину тариф при движении на северо-запад. Это реакция на предложение главы Минтранса Виталия Савельева регулировать контейнерные грузопотоки тарифами.
Морские терминалы на Дальнем Востоке перегружены уже не первый месяц. Смещение грузопотоков с запада на восток привело к тому, что грузы, которые переваливали в портах Северо-Западного региона, сейчас уходят на Дальний Восток для последующей поставки в страны Азии.
По данным Ассоциации морских торговых портов, за девять месяцев 2022 г. грузооборот портов Дальневосточного бассейна вырос на 0,1% в годовом выражении до 169,4 млн т. Перевалка сухих грузов увеличилась на 1,2% до 114,7 млн тонн, наливных – снизилась на 2,1% до 54,7 млн тонн.
При этом в январе – сентябре по сети РЖД проследовало 4,8 млн TEU (+0,5% год к году). Импортные перевозки контейнеров выросли на 13,5%, а экспортные снизились на 3,5%. Перевозки контейнеров на Восточном полигоне продолжают расти.
«Продолжаем вывозить контейнеры из портов Дальнего Востока – грузим в среднем более 3,5 тыс. ДФЭ в сутки (+12,7% к ноябрю). С начала декабря уже отправили 40 контейнерных поездов в полувагонах», – говорится в тг-канале РЖД.