2022-12-27T14:08:22+10:00 2022-12-27T14:08:22+10:00

Праворульный ренессанс. Сколько еще продержатся на рынке бэушные «японки»?

фото KONKURENT |  Праворульный ренессанс. Сколько еще продержатся на рынке бэушные «японки»?
фото KONKURENT

За 11 месяцев 2022 г. в РФ было импортировано почти 383 тыс. легковых автомобилей. Из них 221 264 единицы составили подержанные машины, объем ввоза которых вырос на 82,6% (по отношению к январю – ноябрю 2021-го), подсчитали аналитики агентства «Автостат». При этом 90% авто везут из Японии. Станет ли праворульный ренессанс долгосрочным трендом?

После стабилизации рубля в России возникла уникальная ситуация – цены на праворульные автомобили стали вновь привлекательны для россиян. На фоне дефицита новых автомобилей, завышения цен официальными дилерами это автоматически спровоцировало интерес к подержанным иномаркам из Японии.

«Я бы назвал этот год для общего рынка правого руля – ренессансом. Таких высоких продаж, как в уходящем году, лично я не помню за всю свою многолетнюю деятельность», – говорит руководитель компании ADNGROUP Сергей Островский.

Лавинообразный спрос на японские подержанные автомобили компании, которые помогают пригонять транспортные средства, заметили еще в мае и с тех пор поток клиентов не прекращается. Несмотря на то, что увеличивается стоимость фрахта и складов. Так, Александр Новиков, генеральный директор «Успех-Авто» (официальный дилер JAC, HiSUN, Isuzu) говорит, что стоимость перевозки одного автомобиля из Владивостока в центр страны сегодня варьируется от 75 до 200 тыс. руб., тогда как года назад цифры составляли 45-60 тыс. руб.

Плюс ко всему срок ожидания автомобиля из Японии вырос более чем в два раза. Если в начале года доставить машину во Владивосток можно было максимум за месяц, то сейчас придется ждать как минимум два. По словам экспертов, доставка затягивается из-за «неспешности» японских и российских логистических компаний, «узких мест» на БАМе и Транссибе, которые не справляются с возросшей нагрузкой, так как вся страна развернулась на Восток. И теперь судно может неделю ждать разгрузки недалеко от берега Владивостока, пока освободятся места на складе.

«Это обусловлено сложной логистикой, большим количеством грузопотока, увеличением сроков таможенного оформления. Причальные портовые складские мощности работают сейчас на пределе. Другой момент, что сейчас возникает все больше желающих зайти на этот рынок. Конкуренция в нашей сфере была огромной, а стала еще больше», – поясняет директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский.

Пожалуй, главная трудность для покупателей заключается в переводе денег в Японию за автомобиль. До введения санкций машины можно было оплачивать в долларах и через любой банк. Сейчас, во-первых, переводы в Японию проходят в йенах. Во-вторых, оплату нужно сделать через банки, которые не попали под санкции.

Вопрос в том, сохранится ли спрос на праворульные автомобили в 2023-м? Андрей Голдобин, предприниматель в сфере автобизнеса: «Япония сегодня фактически единственная страна, которая предлагает широкий выбор автомобилей самой разной комплектации, модификации и стоимости: начиная от недорогих кейкаров и заканчивая авто премиум-класса. То есть практически любой покупатель найдет себе машину по вкусу. Европейские поставки, понятное дело, не возобновятся, российские заводы «завтра» не заработают. Подержанные машины с правым рулем будут возить несмотря ни на что».

Дмитрий Клатаевский: «Рынок «Зеленый угол» закрывает сейчас значительную долю потребностей праворульного рынка. А в целом приморские предприниматели вполне могут закрыть потребности в машинах граждан всей страны, обеспечивая их подержанными качественными праворульными японскими автомобилями. Думаю, именно в эту сторону пойдет дальнейшее развитие рынка. Так как дорогие машины доступны единицам, российский автопром развивается медленно, а китайским авто еще только предстоит завоевывать рынок и процесс этот не быстрый».

Именно с китаизацией авторынка эксперты прогнозируют начало конца подержанных трендов. «Дилерский центр «Ниссан» сейчас переоборудован в Haval. В дилерском центре «Мерседес» скоро откроется Geely. Мы стали дилерами JAC. Так же работает дилерский центр Cherry. Таким образом, можно заметить, что развитие китайского автопрома идет очень активно, – поясняет Александр Новиков. – На сегодняшний день альтернатива «китайцам» – это только пробежные автомобили с малопонятной историей. Конечно, японские авто скупают. Но уже наметился тренд на предпочтение россиянами китайских машин. Рост их продаж говорит о том, что многие предпочитают покупку автомобиля, пусть и китайского, но нового, машине с пробегом».

«Когда идет речь о заходе в Россию китайского автопрома, нужно понимать, что рынок наполняется самыми разными марками, моделями, типами и сегментами автомобилей, то есть у покупателя есть большой выбор, – говорит Артем Макеев, директор автосервиса «Белизар». – Кроме того, сейчас китайцы производят достаточно качественные автомобили, но по ценам ниже, чем аналогичные новые европейские или японские, однако значительно выше, чем подержанный правый руль в хорошей комплектации. Необходимо учитывать и еще один важный «плюс» китайского автопрома – эти машины  ремонтопригодные, на них совсем недорого и нетрудно достать любые запчасти.

Предполагаю, что именно китайцы займут 80% нашего авторынка, но произойдет это не ранее чем через 5-10 лет. На фоне активной экспансии на российский рынок китайцев и развития отечественного автопрома правый руль «японок» постепенно будет сдавать свои позиции. Кроме того, не будем забывать, что у японцев много внешних проблем, в том числе и на политическом уровне. Пока российские власти приток авто не закрывают, так как казна имеет значительный финансовый приток от пошлин, но со временем импорт японских подержанных машин в Россию определенно будет угасать». 

Впрочем, Андрей Голдобин уверен, что бизнес на праворульных автомобилях не исчезнет: «Да, постепенно Китай наращивает долю авторынка в России, и качество машин становится все лучше. Отсюда и рост спроса. Более того, сейчас Китай шагнул в сторону электромобилей, и эти машины близки к завоеванию лидерства на рынке. Но все же спрос на японский автопром не снизится. Просто к «японцам» добавятся «китайцы».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ