Экономист и общественный деятель Марат Айдагулов рассказал о ключевых трендах, которые сформировались в 2022 году, и дал свои прогнозы на 2023.
– 2022 – это год глобальной трансформации в экономике не только РФ, но и партнерских государств. Чего ждать в 2023 году?
– Да, 2022-й стал годом стремительно меняющихся международных отношений и сопутствующей этому трансформации экономических блоков. Текущая ситуация на политической арене подразумевает создание нового трека мировой экономики, Россия же, безусловно, находится в самом сердце этого процесса.
Стоит ожидать, что одну из ключевых ролей в формирующемся сейчас миропорядке будут играть страны БРИКС, ЕАЭС и ШОС, на данный момент сосредоточенные на таких задачах, как обеспечение связанности евразийского региона, создание новых логистических и производственных цепочек, а также разработка альтернативных механизмов международных расчетов и интеграция платежных систем. Стремительно идет расширение союзов – лишь в ШОС в 2022 году подали заявки пять стран, причем эта тенденция, согласно прогнозам экспертов, сохранится и в будущем году.
Внешнеторговый оборот России с партнерами по БРИКС в I квартале 2022 года на 38% превышает показатели прошлого года. В период с марта по июнь 2022 года страны ЕАЭС направили в Россию товаров на общую сумму 9,4 млрд долларов, что на 15% превышает показатель за тот же период 2021 года. В рамках ШОС Россия ведет переговоры о строительстве газопровода «Сила Сибири – 2» и АЭС «Аккую», и, судя по прошедшим за этот год саммитам и встречам, нам стоит ожидать лишь увеличения оборота взаимной торговли и количества взаимно выгодных экономических проектов.
– Марат Шамильевич, какие страны вы можете выделить как наиболее перспективные для развития деловой активности в средней и в долгосрочной перспективе?
– Учитывая весьма напряженные на данный момент отношения с Западом и действующие санкционные ограничения, сосредоточить внимание стоит на странах Востока и Азии. Укрепление экономических отношений сегодня активно идет в рамках уже упомянутых БРИКС, ШОС и ЕАЭС. Также Россия все больше открывает рынок для мусульманских стран, запуская пилотные проекты в финансовом секторе, например исламского банкинга, способные привлечь деньги из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Это очень перспективные направления, развитие которых поможет существенно развить российскую экономику.
Отдельно в качестве перспективного направления для сотрудничества стоит отметить страны Евразийского региона, в частности СНГ, с которыми Россия связана территориально и исторически. В рамках ЕАЭС сейчас активно развиваются новые логистические и экономические проекты. Если говорить о товарообороте со странами СНГ, с весны 2022 года Беларусь стала вторым крупнейшим поставщиком товаров в Россию после Китая, экспорт Казахстана в Россию в июле 2022 вырос на 13,9% по сравнению с показателями июля 2021.
С одной лишь Киргизией показатель взаимной торговли за январь-август 2022 вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это неудивительно: Киргизия является выгодным партнером и для импорта готовых изделий, и для производства товаров на отечественный рынок. Также нельзя не отметить существенный потенциал страны для реализации инвестиционных проектов, учитывая сравнительно малые масштабы рынка. Надо сказать, что этот тренд хорошо чувствует и российская банковская система, которая предлагает новые модели кредитов для предпринимателей. Крупные банки готовы давать деньги на открытие бизнеса не только в массовом, но и в нишевых сегментах.
При этом, конечно, важнейшим вопросом для развития большей деловой активности на этих пространствах остается безопасность в расчетах, соблюдении прав и обязанностей сторон, логистике и других аспектах. Чем меньше угроза в этом плане, тем активнее будет развитие. Именно поэтому вместе с партнерами мы решили разработать Конвенцию цифровой безопасности, которая будет содержать фундаментальные основы обеспечения безопасности в деловой сфере. Это позволит снизить количество экономических преступлений, различного рода мошенничества, недобросовестного правового преследования.
В 2022 году мы открыли публичный сбор предложений от представителей всех заинтересованных сторон. На моем сайте (https://маратайдагулов.рф) действует специальная форма, при помощи которой возможно направить нам свои соображения и идеи. Центральная задача документа – это выстроить систему взаимоотношений, которая сделает рынок более доступным для честных игроков и недоступным для различного рода аферистов. Убежден, что не только на нашу экономику это повлияет позитивно, но и на экономику партнерских стран также.
– Очень популярна позиция о Китае как наиболее влиятельном и мощном союзнике России, в том числе и в экономических вопросах. Марат Шамильевич, согласны ли вы с этим тезисом или есть подводные камни в таком партнерстве?
– Безусловно, Китай является важным для России экономическим партнером. После введенных санкционных ограничений и ухода ряда западных компаний многие предприниматели с целью удовлетворить спрос обратились именно к товарам китайского производства, по сути, тем самым самолично способствовав их распространению на российский рынок.
Однако, во-первых, нельзя отрицать возможности изменения характера поставок, в частности, снижения качества поставляемых товаров (на рынке электроники подобные случаи уже имели место). Во-вторых, снижение рисков само по себе подразумевает наличие множества работающих вариантов, в частности, вариантов поддержания стабильного состояния экономики страны, не завязанных на одном конкретном торговом партнере. В противном случае Россия рискует столкнуться с угрозой стать одной из самых зависимых от китайских товаров стран.
Важно понимать, что сотрудничество с Китаем, сколь ценным бы оно ни было, не должно ограничивать развитие сотрудничества с другими странами, поиска новых рынков сбыта, новых союзников, а в первую очередь – развитие отечественного производства, продукция которого сможет составить конкуренцию заграничным аналогам. На этом должен быть сделан сегодня акцент.
При этом деньги на это есть, сегодня по линии и государства, и финансовых организаций выделяются миллионы рублей на стартапы и различные проекты, направленные на создание новых российских продуктов. Однако в то же время важно не только кредитовать российский бизнес, но жестко бороться с недобросовестным преследованием предпринимателей со стороны отдельных сотрудников надзорных органов. К сожалению, нередки ситуации, когда в отношении бизнеса возбуждаются необоснованные уголовные дела по различным экономическим статьям. Подобные эпизоды, безусловно, тормозят развитие. Эта комплексная работа, которая должна быть выстроена на всех уровнях и со стороны государства, и со стороны бизнес-сообщества, и со стороны общественных структур.
Страна сегодня заинтересована в развитии сильного финансового сектора. Это возможно только в том случае, когда деньги остаются на внутренних рынках и сокращаются внешние долги.
– Внутренний рынок также изменился, особенно с уходом большого количества иностранных компаний. Какие отрасли это на себе ощутили в большей степени?
– В первую очередь, пожалуй, легкая промышленность. Я проводил более детальный анализ данной сферы, так вот, лишь в fashion-индустрии суммарная доля нескольких иностранных компаний вроде H&M Group, Chanel, Prada и прочих составляла свыше 100 млрд рублей на 2021 год. К октябрю же текущего года российский рынок покинули ни много ни мало 317 глобальных компаний. Безусловно, произошедшее было весьма ощутимо.
Тем не менее участники рынка быстро отошли от первичного шока. По сути, данная ситуация открыла перед предпринимателями уникальную возможность занять ниши, которые ранее были заняты серьезными конкурентами. Многие бизнесмены в России успешно воспользовались шансом создать новые логистические цепочки для поставки товаров, организовать новые производства и занять ставшие более доступными ниши. Сегодня это перспективные и долгие деньги для бизнеса, потому что, вложившись сейчас, в будущем они оставят за собой занятые ниши и существенную долю рынка. Это позитивно, потому что работает и на страну в целом, снижая угрозу зависимости от зарубежных компаний.
– Какие сферы для бизнеса сегодня наиболее актуальны в России?
– Сфера электронной торговли прежде всего. E-commerce показывает серьезную динамику еще со времен 2020 года, чему существенно поспособствовал локдаун, связанный с началом пандемии COVID-19. По данным Shopify, с 2019 года по 2022-й мировая сумма трат на покупки в Интернете выросла с 3,351 до 5,545 трлн долларов – и эта цифра продолжает увеличиваться. По данным агентства INFOline, в первом полугодии 2022 года интернет-продажи непродовольственных товаров в России увеличились на 51,5%, продовольственных – на 100%. Ожидается, что общий объем электронной коммерции в 2022 году вырастет на 40%.
Особенно интересной в сфере электронной торговли мне видится перспектива применения технологий дополненной реальности (AR) как способа расширить возможности покупателя ознакомиться с товаром. AR – один из трендов 2022 года, который может вскоре приобрести иные масштабы и перестать быть чем-то необычным.
Продавать онлайн можно практически что угодно, а во время вынужденной изоляции в электронный формат перешло существенное количество компаний даже из числа тех, кто ранее воздерживался от этого шага. Главное: онлайн перешла не только B2C (клиентская сфера), но и B2B (бизнес для бизнеса).
– Можно ли выделить какие-то особенно интересные направления в e-commerce, которые могут занимать начинающие предприниматели?
– Я бы выделил прежде всего маркетплейсы. Думаю, их доля в дальнейшем будет лишь расти. Если посмотреть на динамику развития хотя бы самых известных отечественных маркетплейсов, мы видим впечатляющие цифры: оборот Ozon в 2021 году составил 445 млрд рублей, Wildberries по итогам 2021 года увеличил оборот до 844 млрд рублей с НДС.
Отдельно стоит отметить феномен нишевых маркетплейсов. Конечно, многие из них не выдерживают конкуренции с упомянутыми выше гигантами, однако эта проблема почти сходит на нет, если мы говорим об узкоспециализированных площадках и четко очерченном сегменте рынка. Примеров тут достаточно, от много лет успешно функционирующей «Ярмарки мастеров» (маркетплейс товаров ручной работы, аналог зарубежного Etsy) до сервиса Pharmaspace, помогающего наладить взаимодействие между аптечными сетями и производителями.
Отдельно стоит упомянуть о востребованности финансовых маркетплейсов. Первопроходцем тут стал одноименный проект «Банка России», в 2022 году целый ряд подобных разработок получил государственную поддержку в рамках инновационного форума INNOWEEK 2.0 на базе «Сколково». Все это говорит о том, что стоит ждать расширения списка успешно работающих торговых площадок.
Еще одна ниша, которая мне кажется достойной особого упоминания, – это EdTech. Если верить прогнозам аналитиков, объем мирового рынка образования к 2025 году составит 7,3 трлн долларов. В России объем рынка онлайн-образования и образовательных технологий составил более 80 млрд рублей по итогам 2021 года, при этом эксперты ожидают стабильный прирост на 15-20% в год. Учитывая быстрый и стабильный рост, а также постоянное появление технологических новинок, рынок образовательных услуг и технологий выглядит очень перспективным как с точки зрения открытия бизнеса, так и с точки зрения инвестиций в уже существующие проекты.
– Как вам кажется, оправданы ли мрачные и пессимистические настроения некоторых пользователей Интернета о запрете ряда продуктов компании «Мета» *(запрещенных на территории РФ)? Какие есть способы коммуникации с аудиторией у бизнесменов? Есть ли какие-то новые форматы?
– Думаю, негативное отношение к запрету продуктов «Мета» (*запрещенных на территории России) обусловлено причинами, мало связанными с практической незаменимостью продукции.
Для предпринимателей отсутствие привычного способа коммуникации фактически способствует поиску альтернатив, что может положительно сказаться на отечественных платформах. Альтернативы есть, и надо сказать, что они активно развиваются весь этот год. Привлекают новые деньги, которые идут на улучшение информационных продуктов.
Поэтому я не думаю, что запрет может как-то угрожать бизнесу. Бизнес уже переориентировался и нашел для себя альтернативу. Об этом говорит статистика рекламного рынка. Если посмотреть на цифры, которые дают разные операторы и платформы, то падение рынка рекламы в 2022 году составит всего порядка 8%, и прогнозы на 2023 года у экспертного сообщества позитивны.
С точки зрения новых форматов, которые активно осваивает коммерческий сектор, стоит отдельно отметить популярный последние годы формат аудиодорожек – подкастов, прослушивание которых стало привычным примерно для 20% жителей России. Формат этот весьма удобен: для прослушивания аудиофайлов достаточно гаджета с любой операционной системой и выходом в Интернет, форматы подкастов при этом могут варьироваться от монологов до интервью или дискуссий. Тематика также может быть любой, от развлекательного контента до узкоспециализированной аналитики, которую вы можете услышать в моем личном подкасте «АйдагуловPRO» (https://aydagulov.mave.digital). Кстати, о новых выпусках можно узнать в моем телеграм-канале (https://t.me/aydagulov)
– Марат Шамильевич, вы несколько раз выступали публично по теме криптовалют. Тем временем позиция официальных властей в этом вопросе несколько раз менялась. Как вы оцениваете перспективы сейчас? Имеет ли смысл данное направление?
– Можно уверенно сказать, что криптовалюты так или иначе войдут в правовое поле. Как известно, глава правительства РФ Михаил Мишустин уже подписал поручение о подготовке пакета законопроектов по регулированию криптовалют. Говорить же о том, в каком именно виде они в это поле войдут, пока рано. Тем не менее использование крипты для трансграничных расчетов представляется мне вопросом решенным.
Конечно, мы видели в 2022 году, как мир потрясли определенные события, как, например, банкротство некоторых криптовалютных бирж и последующие уголовные дела в отношении основателей по статье о мошенничестве.
Но это, конечно, важные события для всего крипторынка, и эти эпизоды также, я думаю, скажутся на решениях властей разных стран, не только России, в вопросах регулирования цифровых денег.
С одной стороны, это финансовый инструмент, который будет использоваться для международных расчетов. Буквально на днях ЦБ РФ уже заявил о том, что проведет первые эксперименты, чтобы протестировать эту систему.
С другой – это очень популярная тема спекуляции для разного рода мошенников, и здесь, конечно, важно не допустить угрозы для людей. Мой личный совет – это не надо связываться с незнакомыми финансовыми инструментами, чтобы не попасть на мошенников и не стать участником какой-то аферы. Если очень хочется заняться, например, криптовалютой, то следует изучить этот рынок и только после анализа своих возможностей что-то начинать пробовать. Надо сказать, что сейчас довольно много различного образовательного контента есть в Сети.