Верфи, работающие по программе инвестквот или «квот под киль», декларируют убытки в размере 42 млрд руб. Об этом в интервью РБК рассказал глава Росрыболовства Илья Шестаков.
По его словам, проблемы начались еще до санкций, и в какой-то степени их можно оправдать пандемией.
«Но в большей степени сложности были связаны с отсутствием у верфей на начальном этапе программы нужных компетенций, и у них возникли трудности при строительстве рыбопромыслового флота по коммерческим заказам в сжатые сроки и по фиксированной цене», – считает Шестаков.
Он не сомневается, что проблема отечественных верфей была в том, что они заказы взяли, но договорные обязательства с рыбаками прописали плохо, «пошли на серьезные риски, не понимая, с чем столкнутся, и просчитались».
Накладывает свой отпечаток и тот факт, что инвесторам приходится перепроектировать суда из-за санкций, так как проекты были рассчитаны в значительной степени на поставки оборудования из недружественных сейчас стран.
«Правительством уже принято решение сдвинуть сроки сдачи судов на два года вправо. Надо сказать, что строительство судов на российских верфях, начатое в 2018 г., уже шло с опозданием, поэтому по некоторым объектам сроки сдвигаются и на три года. Хотя на отдельных заводах строительство идет более динамично», – признался Шестаков.
По его словам, некоторые рыбопромышленники идут навстречу верфям и согласовывают изменение стоимости или продление сроков, если это обоснованно. Однако главную задачу – как выплывать из ситуации – придется решать Минпромторгу и Объединенной судостроительной корпорации.
«Наверное, необходимо вводить какую-то программу финансового оздоровления. Понятно, что верфи строят не только гражданский флот, на судостроительных заводах работает огромное количество людей, терять их нельзя», – резюмировал глава Росрыболовства.
В рамках первого этапа программы инвестквот и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами на российских верфях строятся 105 судов: 64 – рыбопромысловых и 41 краболов. Заказчикам передано десять рыбопромысловых судов и четыре краболова.
Впервые после начала кампании по обновлению рыбопромыслового флота государственные регуляторы (Росрыболовство и Минпромторг) заявили, что ввод в эксплуатацию новых траулеров сдвигается «вправо» (на срок от 2 до 5 лет) еще на Восточном экономическом форуме в 2022 г. Позже генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, комментируя «уроки» программы инвестквот, признал, что ряд верфей показывает убытки при строительстве этих судов. Но он считает, что корпорация выполнила «классическую парадигму финансового управления» – отбила свои прямые затраты и сохранила трудовой коллектив, а с убытками ей еще предстоит разобраться.