Чистая прибыль официального дилера Toyota и Lexus в Приморском крае – компании ООО «Саммит Моторс (Владивосток)» (СМВ) сократилась в 2022 г. по сравнению с 2021 г. более чем на 390 млн руб.
Согласно бухгалтерскому отчету (есть в распоряжении KONKURENT.RU), в прошлом году СМВ на фоне санкций и приостановки деятельности в России японских автопроизводителей заработала всего лишь 97,76 млн руб., тогда как в 2021-м – 489,28 млн руб.
«На 31.12.2022 г. денежные средства составляют 2 528 791 тыс. руб., что превосходит все имеющиеся обязательства, исключает возможность кассовых разрывов, позволяет получать доход от размещения денежных средств на депозитах и обеспечивает возможность поддержания деятельности компании в случае получения убытков», – говорится в пояснительной записке к бух. отчету.
В СМВ отмечают, что в 2022 г. в связи с нарушением цепочек поставок новых автомобилей дилеры в регионе перестроили бизнес-процессы и сделали основной фокус на продаже автомобилей от автопроизводителей из Китая и/или на продаже автомобилей с пробегом и сервисном обслуживании.
«В связи с тем, что в течение многих лет ООО «Саммит Моторс (Владивосток)» является лидером по продажам новых автомобилей в Приморском крае, активный парк компании в 2022 г. составил 7 622 автомобиля, что позволило сохранить высокие показатели деятельности в 2022 г. по сервисному обслуживанию, даже при перебоях в поставках сменно-запасных частей. Так, в 2022 г. количество оплаченных заказ-нарядов составило 17 367 штук, что на 14% меньше уровня 2021 г.», – поясняют в компании.
При этом из-за отсутствия новых автомобилей стало невозможным осуществление деятельности трейд-ин (продажа нового автомобиля с выкупом старого). Поэтому основной деятельностью СМВ стала продажа автомобилей с пробегом, выкупаемых у клиентов, и торговля автомобилями по агентским договорам.
Объем продаж официального дилера Toyota и Lexus в Приморском крае с пробегом в 2022 г., с учетом комиссионных, составил 284 автомобиля. В 2023 г. СМВ планирует реализовать 292 автомобиля с пробегом.
«В настоящее время руководство ООО «Саммит Моторс (Владивосток)» продолжает активный мониторинг и анализ возможного воздействия изменяющихся микро- и макроэкономических условий на финансовое положение и результаты деятельности организации, предпринимает шаги по минимизации потенциальных негативных последствий», – отмечается в пояснительной записке.
В частности, уверяют в СМВ, найдены альтернативные поставщики сменно-запасных частей, что позволяет сохранять высокие показатели деятельности по сервисному обслуживанию. Кроме того, предстоящие расходы на оплату отпусков и погашение возможных судебных исков учтены в составе оценочных обязательств. Также, согласно прогнозным данным СМВ на 2023 г., расходы компании будут покрыты поступлениями от операционной деятельности и прочих поступлений.
Напомним, в 2015 г. ООО «СМВ» реализовало инвестиционный проект по строительству дилерских центров «Тойота»и «Лексус». И до 2025 г. на основании ст. 2 Закона Приморского края от 19.12.2013 № 330-КЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций» компания применяет пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в краевой бюджет, в размере 13,5%.
В отличие от многих других автопроизводителей Toyota не спешила сообщать об уходе с российского рынка в феврале-марте 2022 г. Компания фактически ушла из России только в сентябре, закрыв завод в Санкт-Петербурге, работавший 15 лет и выпускавший седан бизнес-класса Camry и компактный кроссовер RAV4. Этому предшествовал полугодичный простой производства.
Летом 2022 г. Роспортребнадзор потребовал от японского концерна соблюдать права потребителей и возобновить прямые поставки запчастей в Россию. В конце прошлого года в СМИ появилось письмо генерального менеджера поставки запасных частей и складских операций Toyota Motor Андрея Щербакова о восстановлении прямых поставок компонентов для гарантийного ремонта и обслуживания автомобилей, а также одобрении параллельного импорта для официальных дилеров.
В ответ на многочисленные публикации на эту тему японская компания выступила с официальным заявлением, что прямые поставки деталей в Россию не возобновляла. Но возможное обслуживание автомобилей Toyota в России можно получить без нарушения санкций. Дилеры Toyota могут свободно завозить и использовать запчасти, не попадающие под санкции. То есть фактически все, за исключением электронных блоков, которые можно рассматривать как товары двойного назначения.