По итогам 2022 г. кредитный портфель клиентов среднего и малого бизнеса ВТБ превысил 1,97 трлн руб., увеличившись на 21,4% – рекордно за последние 5 лет. Драйверами роста выступили проектное финансирование, оборотное кредитование и госпрограммы поддержки.
В 2022 г. ВТБ зафиксировал рост спроса на оборотное кредитование, которое помогло предприятиям СМБ поддержать финансовую устойчивость и расширить бизнес. Объем кредитов на пополнение оборотных средств клиентов вырос на 20,4%. Спрос на инвестиционное кредитование восстановился к началу второго полугодия, в целом по году портфель инвесткредитов увеличился на 11,5%.
В прошлом году ВТБ также заключил свыше 240 кредитных соглашений с застройщиками – представителями СМБ на финансирование жилищных проектов с эскроу на сумму порядка 400 млрд руб. В результате портфель кредитов по этому направлению увеличился более чем в 2,2 раза. Предоставленные ВТБ средства направлены на возведение 9 млн кв. м жилья в более чем 50 регионах России.
В рамках господдержки клиентов СМБ ВТБ заключил более 4,5 тыс. соглашений на сумму около 680 млрд руб. Объем кредитного портфеля с господдержкой увеличился на 16%. С учетом вновь запущенных в 2022 г. государственных программ сегодня банк предлагает клиентам более 30 инструментов господдержки.
Документарный портфель клиентов СМБ вырос на 30%. Рекордный прирост портфеля обусловлен высокой востребованностью гарантийных операций у бизнеса в период неопределенности и перестройки логистики, а также цифровизацией документарной линейки банка.
«Во многом благодаря поддержке крупнейших банков по итогам 2022 г. удалось сохранить работу среднего и малого бизнеса, продолжить реализацию проектов в области развития импортозамещающих производств, выстраивания логистических цепочек, выхода на новые рынки», − комментирует Денис Бортников, заместитель президента – председателя правления ВТБ.
Для оформления кредитных продуктов клиенты СМБ все активнее используют онлайн-сервисы банка, что позволяет им с комфортом решать финансовые задачи. В 2022 г. ВТБ удвоил выдачи онлайн-кредитов по сравнению с предыдущим годом. Дистанционно кредиты для бизнеса оформили 11 тыс. клиентов.
По итогам 2022 г. ВТБ обслуживает более 1 млн активных клиентов среднего и малого бизнеса. Клиентская база банка в этом сегменте выросла в два раза в ходе реализации четырехлетней стратегии, рост за 2022 г. составил 15%. Свыше 50% клиентов СМБ работают в статусе индивидуальных предпринимателей, 40% − ООО, остальные используют другие организационно-правовые формы.