Трагедия в Турции и Сирии стала очередным напоминанием того, как хрупки города и их жители перед природными катаклизмами. Как трясло Дальний Восток и – главное – может ли это повториться?
Местные народы Дальнего Востока приписывают землетрясения мифическим животным или чертям. Так, на старой нанайской шаманской карте окружающего нас мира Евразия представлена в виде восьминогого лося Буа, головой смотрящего на юг. Спинной хребет лося являлся горной цепью с девятью вершинами, шерсть – тайгой, подшерстка – кустами и травой, паразиты в шерсти – зверями, комары – птицами. Когда лось просыпается и переступает с ноги на ногу, и происходит землетрясение.
Вот как описывал одно такое землетрясение Владимир Арсеньев в 1906 г. на юге Хабаровского края: «Ночь была тихая и звездная. Холодный воздух застыл и приобрел сонную неподвижность. В лесу изредка потрескивали деревья от мороза. Вдруг какой-то странный шум пронесся в воздухе. Он исходил откуда-то снизу – из-под земли. Словно там что-то большое, громоздкое падало, рушилось и с грохотом валилось с одного уступа на другой, и в этот момент палатка наша вздрогнула и качнулась. Лес зашумел, и с деревьев посыпался снег на землю. Собаки всполошились и подняли вой. Шум, быстро стихая, унесся к северо-востоку. Я сразу понял, что случилось землетрясение».
По мнению исследователя, «от мыса Песчаного берег Уссурийского края делает поворот к северу и дальше идет в меридиональном направлении. Таким образом, часть побережья, прилегающая к означенному мысу, является местом, где пересекаются две тектонические линии. Вот почему поблизости образовалась глубокая впадина, именуемая Советской Гаванью; вот почему здесь чаще всего бывают землетрясения, о которых сохранилось много интересных рассказов».
Один из таких рассказов Владимир Арсеньев приводит в своей книге о путешествиях с гольдом Дерсу. Это старинное предание о землетрясении в Приморье, в Тернейском районе.
«На половине пути от моря, на месте слияния Сицы и Дунцы (ныне – р. Серебрянка и р. Заболоченная) с левой стороны есть скала Да-Лаза (Большая скала). Рассказывают, что однажды какой-то старик китаец нашел около нее женьшень крупных размеров. Когда корень принесли в фанзу, сделалось землетрясение, и все люди слышали, как ночью скала Да-Лаза стонала».
По науке, картой общего сейсмического районирования территории Российской Федерации – ОСР-97, Приморский край относится к зоне шести и семи баллов, являясь сейсмоопасным регионом, и поскольку горы Сихотэ-Алиня являются молодыми и горообразование все еще продолжается, то существует вероятность того, что на территории региона могут быть землетрясения с большой магнитудой.
На сегодняшний день за последние 100 лет самым сильным землетрясением в 7,7 балла в российской части Японского моря является Монеронское землетрясение возле одноименного острова 6 сентября 1971 г. Тогда на остров Монерон для обследования причалов прибыла подводно-изыскательская партия Сахалинской экспедиции Дальморниипроекта. Участники экспедиции спустились на глубину.
«Удивило, что «цветки» актиний, или, как их еще называют, «морских анемонов», почему-то закрыты, – вспоминал начальник экспедиции. – Моряки из команды, которые вышли в море порыбачить, ко всеобщему удивлению, возвратились практически ни с чем. Пара ершей да какая-то тощая камбала. Странно, так как обычно здесь – «сумасшедший клев». Удивляла также какая-то необычная тишина, стоящая над островом. Почти не видно птиц, которых раньше здесь было видимо-невидимо! Лишь изредка пролетит чайка, да где-то пискнет кулик… Спать разошлись поздно, а вот пробуждение было необычным – от невероятной тряски и сильнейшего гула; койку дергало из стороны в сторону так, что пришлось ухватиться за какой-то выступ. Впечатление было таким, что кто-то завел двигатель катера, а винт колотит по камням. В этот момент послышался снаружи крик:
– Подъем! Подъем!
Сильное землетрясение! Через несколько секунд все были на причале… Огромная бетонная масса причала ходила ходуном из стороны в сторону. Откуда-то дул сильный ветер. На западе над сопками висел диск луны, заливающий все вокруг ровным светом. Казалось, что не только причал, но и сами сопки скачут в каком-то диком танце, хотя, вероятнее всего, это было результатом тряски под нашими ногами. Все это сопровождалось сильным гулом из-под земли и страшным грохотом, вызванным мощнейшими камнепадами со склонов сопок и скал. Тысячи тонн камня, сталкиваясь и высекая друг из друга искры, превратили эти склоны в сплошные стены огня. Даже скала, загораживающая порт-ковш от действия штормовых волн с востока, превратилась в огненный барьер высотой с четырехэтажный дом.
Впечатление было такое, что мы попали в гигантский огненный мешок. Кончилась тряска минуты через три после первого сильного толчка. Еще какое-то время грохотали камнепады. Затем все стихло. Стало понятным и отсутствие птиц на острове, и странное поведение рыб, «не желающих» клевать, и поведение актиний, возможно, связанное с землетрясением. После обеда мы отправились обследовать остров.
Следов землетрясения было больше чем достаточно. Склон, который вчера еще был совершенно зеленым, посередине пропахан двумя черными бороздами, оставленными камнепадами; трава и кустарники сметены бесследно; по краям борозд кое-где белеют изогнутыми стволами каменные березы, принесенные сверху, рядом с ними вцепились в склон своими зелеными лапами пихты с неестественно обнаженными корнями. На крутом зеленом склоне чернеет непонятно зачем вскопанная здесь траншея длиной метров до двадцати. Вон вторая, третья. Когда подобрались поближе, стало ясно, что это не что иное, как трещины, образовавшиеся в земле после вчерашней тряски. Вечером, уже после захода солнца, мы стали свидетелями гигантской лавины, сорвавшейся с крутой стены недалекой сопки. Каменная масса, пролетев по воздуху около ста метров, сбила на своем пути карниз и с невероятным грохотом долго мчалась вниз в облаке пыли и дыма, сотрясая землю. Моряки из команды поглядывали на склон, поеживаясь, так как несколько часов назад они проходили под ним всего лишь немного ниже того места, где сейчас лавина остановилась…»
5 августа 2000 г. на противоположном острову побережье Сахалина, в районе Углегорска, опять произошло землетрясение соответствующей силы. «Выпрыгивали прямо в трусах из домов, – вспоминали очевидцы. – Страху натерпелись на всю жизнь».
Толчки продолжались несколько дней, и все это время население жило в палатках или машинах, опасаясь возвращаться. Здесь же был развернут и палаточный госпиталь. В общей сложности по району пострадало 150 домов и разрушилось 1500 печных труб.
Большинство землетрясений в Приморье происходит на глубине. Одним из маркеров-предвестников таких подводных землетрясений люди считают появление доселе неведанных экзотических рыб. «Где-то там в глубине, в золотом морском дворце обитает посланник смерти, – считают японцы, – Сельдяной король».
Поднимается он на поверхность только перед приближением каких-либо природных катаклизмов – цунами, тайфунов. Предвестником коих и является.
Так, японские рыбаки обнаружили на берегу десятки выбросившихся сельдяных королей перед землетрясением, поразившим Чили в марте 2010 г. силой в 8,8 балла… 20 этих созданий выбросило на берег в год, предшествовавший 2011-му, когда произошло землетрясение силой около 9 баллов в районе Фукусимы и цунами, которое унесло жизни более 20 тыс. человек…
В августе 2019 г. такой предвестник впервые за всю историю появился в России, в Японском море, на самом юге его российского побережья в Хасанском районе.
«Увидеть такое, что увидеть снежного человека», – отмечают российские океанологи.
«У нее были страшные усы, думали, ядовитая, – вспоминает видевшая эту рыбу местная жительница. – Когда плывет, кажется, какое-то чудовище. Глаза – как у зверя, в воде блестит, как зеркало».
Согласно науке, сельдяной король — это полуглубоководная рыба ремнетел, обитающая на полукилометровой глубине и не часто появляющаяся на поверхности. Своим названием она обязана короне-плавнику на голове и нахождению в косяках сельди, которой питается.
Не имея плавательного пузыря, ремнетел сам плавать не особо умеет и просто стоит вертикально в воде вверх головой, носимый теплыми течениями, корректируя свое движение изгибами длинного красного спинного плавника.
«Мы нашли ее у берега косы Назимова в понедельник, 5 августа 2019 г., – вспоминает жительница побережья. – И мы ждем мощный тайфун, который, по данным, принесет нам много осадков, подтопления».
Однако ученые далеки от мистики: «Просто глубоководные рыбы, живущие ближе ко дну, более чувствительны к его движениям, чем поверхностные».
«Нет никаких научных доказательств того, что ремнетелы появляются перед цунами, – считают японские океанологи. – Хотя мы не можем на 100% отрицать такую возможность. Возможно, глобальное потепление влияет на их поведение, а может, есть еще какие-то причины, о которых мы не знаем».
Юрий УФИМЦЕВ