Минсельхоз хочет ввести новое требование на втором этапе инвестквот. О соответствующих изменениях в уже прошедший публичные обсуждения проект постановления правительства сообщила Всероссийская ассоциация рыбопромышленников и экспортеров (ВАРПЭ).
Постановление, о котором идет речь, устанавливает размер долей квот «рыбных» инвестквот (квоты на добычу минтая и сельди в ДФО), выделяемых под каждый инвестобъект, и порядок их предоставления. Обновленный проект вводит новое обязательное требование о соответствии всех инвестобъектов второго этапа программы требованиям к уровню локализации. На основе этого комиссия будет принимать решения о выполнении инвестором обязательств.
Имеется в виду балльная система оценки уровня локализации в автомобилестроении, которая была введена в 2019 г. Позднее она была распространена на другие отрасли промышленности. Как известно, баллы начисляют за локализацию различных операций, использование российских комплектующих и сырья.
Например, в судостроении каждой категории комплектующих присваивается определенный балл. При этом его величина определяется пропорционально стоимости и сложности оборудования. По мере роста производства комплектующих в стране требования к локализации увеличиваются.
Так, теперь при строительстве рыболовных судов и краболовов с 1 июля 2023 г. необходимо набрать 2900 баллов, а с 1 июля 2025 г. – 3400.
Аукционы по второму этапу инвестквот планируется провести в августе-сентябре текущего года, говорил глава Росрыболовства Илья Шестаков. В целом для инвестиционных квот в отношении рыбы выделено 44% объема исторических квот: 20% – для первого этапа (Дальневосточного и Северного бассейнов), 4% – дополнительно для первого этапа в Дальневосточном бассейне и 20% – для второго этапа в Дальневосточном бассейне. Что касается краба, то на аукционах распределят 50% общего допустимого улова с инвестиционными обязательствами.
По оценке Шестакова, торги по крабам принесет в казну около 140 млрд руб., 160 млрд руб. – от аукционов по сельди и минтаю. Во все аукционы были заложены инвестиционные обязательства. В частности, под квоты минтая и сельди предусмотрены обязательства по строительству четырех типов проектов: заводы мощностью 40 тыс., 60 тыс. и 80 тыс. тонн и рыбоперерабатывающий комплекс – береговой завод и рыбодобывающее судно.
Предложено три типа таких «комплексных» объектов инвестиций. «М-1» включает завод по переработке минтая и других видов рыб мощностью 40 тыс. тонн и траулер-свежьевик длиной не меньше 35 м; «М-2» – завод по переработке рыбы мощностью 60 тыс. тонн и два траулера-свежьевика; «М-3» – рыбоперерабатывающий завод мощностью 80 тыс. тонн и два траулера-свежьевика.
«Мы ожидаем, что в рамках второго этапа программы в дополнение к уже 25 существующим рыбоперерабатывающим заводам будет построено еще 12. Плюс рассчитываем на строительство порядка 25–30 новых рыбопромысловых судов, не считая краболовов, которые будут построены взамен устаревших. Обсуждается дополнительное строительство портовой инфраструктуры для рыбного хозяйства, например создание новых холодильных мощностей и контейнерных площадок с обязательством по перевалке определенного объема рыбной продукции. Предлагаем также стимулировать строительство рефрижераторного флота», – отмечал Шестаков.