2023-05-29T17:20:03+10:00 2023-05-29T17:20:03+10:00

Растения, на которых зарабатывало Приморье

фото: предоставил Ю. Уфимцев |  Растения, на которых зарабатывало Приморье
фото: предоставил Ю. Уфимцев

Сегодня трудно представить, но некоторые сельскохозяйственные культуры представляли гордость Приморья, являясь визитной карточкой экспортной экономики.

Пожалуй, самым распространенным культурным растением древнего Приморья можно считать разновидность мяты – периллу нанкинскую (Perilla nankinensis, по-китайски – суцзы). Именно эта трава в огромных объемах культивировалась в долине нынешней реки Партизанской, что и дало ей, по мнению исследователя Владимира Арсеньева, название – Су (цветущая река периллы), а городу в ее долине Сучэн (Сучан) – Город Периллы. «Су-чан – площадь, засеваемая растением су-цзы, из которого китайцы добывают так называемое травяное масло», – писал путешественник.

Перилла ценится прежде всего как масличное растение: в ее семенах содержится до 45% быстровысыхающего масла, которое используется для производства лаков и олифы, а также изготовления типографских красок, водонепроницаемых тканей. Из периллового масла делают полупрозрачную маслянистую бумагу типа пергамента.

В Японии периллу с ее округлой формы листьями с зубчатыми краями, напоминающими листья крапивы, называют «японская пряная трава шисо». Она очень популярна в японской кухне, где чаще всего сопровождает блюда из сырой рыбы. С ней едят сашими. Добавляют шисо, порезав на полоски, и в салаты, и в горячие закуски. Порошок из сухих листьев используют как пряность (вместо базилика). Корейцы периллу маринуют.

Перилла также сильное общеукрепляющее лекарственное средство. Входит в состав препаратов для лечения заболеваний кожи, дыхательных путей. Повышает иммунитет. Жмых от семян периллы всегда использовался местными приморскими рыбаками для подкормки рыбы, а сами семена шли в начинку для булочек. Последнее время периллу стали использовать в напитках. Наиболее распространен коктейль Шисо-Мохито.

Существует легенда, что в XVII веке войска основателя империи маньчжуров Нурхаци оказались без провианта. Тогда военачальник обратился к населению с просьбой о помощи. Крестьяне стали свозить рис, но более никакого провианта не было. Тогда воины стали заворачивать рис в листья в обилии произраставшей вокруг периллы. Это позволило им набраться сил и победить. В честь данного события, позволившего пережить трудности и одержать победу, был даже объявлен национальный праздник маньчжур. Рис чиновникам в этот день подобало есть руками, без палочек, в память о том, что именно простая пища явилась причиной победы. Есть в благодарность о дарованном и не забывать о перенесенных трудностях. Со временем обряд, введенный для чиновников и военных, получил широкое распространение среди обычного люда и стал общенациональным праздником.

Праздник является чисто маньчжурским и в Китае основательно забыт, но на Северо-Востоке началось возрождение этого праздника. Праздновали его раньше и в долине реки, производящей в обилии данную траву, – Сучанской, ныне Партизанской долине.

Многие жители поселков Приморья до сих пор помнят, что их бабушки готовили салаты из этой травы, жарили семена периллы, как мак, добавляя в печенье. Однако само название этой травы практически забыто, да и употребление ее сошло на нет. Хотя в приграничном с Приморьем Китае производство периллы нанкинской является довольно объемным и представляет собой развитую статью сельского хозяйства провинции Хэйлунцзян и Цзилинь.

Подарок богов

То тут, то там на территории Приморья встречаются отдельные тутовые деревья, в народе носящие название – шелковица. За их сочными побегами до сих пор карабкаются дети и в поселке Краскино, и на Седанке, и даже в центре Владивостока, на ул. Мордовцева. Это дерево не является местным, тем не менее откуда же оно взялось на приморской земле? Этот вопрос мучил не одного исследователя и краеведа.

«В 1913 г. во время одной из экскурсий по окрестностям Никольск-Уссурийского (ныне город Уссурийск), на правом берегу реки Суйфун (ныне – Раздольная), у кирпичного завода Николевича, я совершенно случайно наткнулся на огромное нагорное городище. Валы мощными линиями обрисовывали его контуры и, следуя за всеми особенностями рельефа, кольцом охватывали склон горы. Я был изумлен неожиданно развернувшейся передо мной картиной», – писал в своем докладе Императорскому географическому обществу учитель из Никольск-Уссурийского А. З. Федоров.

На следующий год Федоров вместе с учениками отправился на раскопки впечатлившего его древнего городища: «Некоторые из предметов, найденных здесь мною, или в моем присутствии ученицами семинарии, свидетельствуют о том, что жители имели сосуды для размотки шелковичных коконов и, следовательно, занимались шелководством, которое в Уссурийском крае, как показывает опыт И. И. Анна из села Синеловки, могло бы процветать и в наше время. Шелковица (Марус Альба), которую ботаники считают здесь дикорастущей, по моему предположению, является не чем иным, как тоже остатком древней культуры, и ее распространение по краю в виде небольших островков легко объясняется таким предположением. Т. П. Гордеев, много занимавшийся изучением флоры Южно-Уссурийского края, признал вполне правдоподобность такой гипотезы, а И. И. Анн, хорошо знакомый с шелководством в современной Корее, признал в обломках сосудов, найденных на городище, их специальное назначение для размотки шелка…»

Теория рукотворного привнесения шелковицы в край в стародавние времена нашла подтверждение и в наше время.

«Лет 30 назад мы заехали под Уссурийск на раскопки городища чжурчжэней, – вспоминал биоэколог из Дальнереченска Юрий Бродский. – Обходя раскопки по высокой траве, я обратил внимание на ряд пней. Видимо, это были древние посадки какого-то дерева. Из одного пня сбоку, почти параллельно земле, виднелся более молодой побег, верхушка которого была засыпана перепревшим листом. Раздвинув листья, я обнаружил на одной ветке признаки образования каллуса, а выше – несколько листочков. Это была одичавшая шелковица.

Надежды было мало, середина лета, жара, и обрезанная ветка должна была переселиться на 400 км севернее. Посадил ее дома в углу двора между трех камней, накрыл 2-литровой банкой. Земля была постоянно влажной, за счет близкого расположения водостока с крыши. Листочки не опали и оставались зелеными до осени».

Весной почки набухли, появились зеленые листья, но прирост в это жаркое лето был небольшим. Укоренилась! Зато на следующий год прирост составил больше 1,5 м. На третий год шелковица зацвела и дала несколько сладчайших ягодок. Вот уже три десятка лет во дворе цветет и плодоносит тута, выдержавшая пиковые морозы до –40 градусов.

Позже у очень старого дома дореволюционной постройки я обнаружил еще одно плодоносящее дерево шелковицы. Она одичала, плоды измельчали, прирост минимальный, с дуплом, ежегодно обмерзающая, без ухода, она восстанавливается и продолжает расти уже более 100 лет. Значит, тута, обладающая высокой жизнеспособностью и приспособляемостью, может расти в северном Приморье Дальнего Востока. Черенки с моей шелковицы древних чжурчжэней плодоносят в Амурской области и Хабаровском крае».

В энциклопедии лекарственных растений утверждается, что восточная медицина широко применяет отвар листьев, коры, корней и побегов не только при сахарном диабете, а также при сердечно-сосудистых заболеваниях, гипертонической болезни, бронхиальной астме, стоматите. Плоды показаны при нарушениях обмена веществ, ожирении, упадке сил. В общем, древний подарок богов…

Но, оказывается, шелковица являлась не только подарком богов, но и подарком богам, являясь для населявших Приморье народов не только утилитарным растением, но растением священным, сакральным. Рощи шелковицы считались у них священными, где они вызывали дождь – очень необходимый в сельском хозяйстве.

Свойство деревьев прекращать засуху и даровать желанный («хлебный», «сладкий», «благостный») дождь и до сих пор осознается как одно из представлений о богах деревьев – покровителях растительности вообще. В случае засухи или слишком обильных дождей в священных рощах молили о прекращении стихийных бедствий. Священные рощи считались центрами культа плодородия во многих царствах Дальнего Востока. Так, роща шелковицы была центром культа плодородия царства Сун, а Приморье в XII-м веке входило в состав Северной Сун. Таким образом, островки шелковицы на территории Приморья являются не чем иным, как остатками древних священных рощ народов, населявших край.

Юрий УФИМЦЕВ

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ