Вопрос подготовки кадров вузами для реального сектора рынка труда настолько больной, что, перепробовав различные «лекарства», бизнес смирился с «диагнозом». Такое мнение высказали предприниматели деловому еженедельнику «Конкурент».
«Наше предприятие большое внимание уделяет работе со студентами: посещаем ярмарки в вузах, сузах, выезжаем на беседы с группами начиная с первого курса, проводим тестирование и отбор студентов на практику с последующим трудоустройством. В этой связи отмечу, что процент действительно подходящих нам выпускников очень мал. Ведь современная система образования нацелена не на устойчивое получение определенного пакета ЗУН (знаний, умений и навыков), а лишь на общее представление о сфере деятельности, – рассказала Анна Давыдова, руководитель кадровой службы группы компаний «Сибгидромехстрой». – Например, студент знает, что есть такие измерительные приборы, как GPS, квадрокоптер, теодолит, но на практике он не может ими пользоваться самостоятельно, то есть практические навыки выпускник получает только на производстве в нашей компании».
Проблема даже не в практике, а в самом процессе обучения. Владимир Красиков, генеральный директор Партизанского пивзавода: «Вузы оторваны от рынка труда. Сегодня много говорится о необходимости привлечения работодателей к процессу обучения, но по факту ничего не делается. Нужны программы, которые писались бы с учетом мнения работодателей».
Сергей Федоренко, председатель совета АСО «Альянс строителей Приморья»: «Мы неоднократно пытались сотрудничать с системой образования, но выводы пришлось сделать неутешительные: она живет собственной жизнью. У работодателя задача – найти себе работника, у студента – профессию, которая будет его кормить. Но образование находится в какой-то другой системе координат, которая никак не коррелируется с ожиданиями этих двух сторон».
По словам Федоренко, сам образовательный процесс крайне неудобен для вузов, которые пытаются лавировать между регламентами Минобрнауки и нехваткой преподавателей. «В такой ситуации им некогда думать о самом образовании. Проще создать мир своих «контрольных цифр», в рамках которого фигурируют отчетности по приему студентов, количеству выпускников и так далее. Деньги на образование из бюджетов выделяются, задача их «отработать» – выполняется успешно. Остальное как бы второстепенно».
«Сегодня большинство наших вузов работают «ради работы» – просто отчитываются за финансирование из бюджетов, налоги в которые, к слову, поступают из карманов тех же работодателей. По итогу коммуникации никакой нет: вузы – сами по себе, предприятия – сами по себе», – согласен Андрей Якимчук, член совета директоров ПАО «Славянский СРЗ».
По его мнению, ситуация выглядит так: вуз – это такое же предприятие, как и другие, оно производит «продукцию» – выпускников, и, как на любом предприятии, его продукция должна быть востребована. Если на выходе получается «брак», значит, собственник должен принимать какие-то меры: либо закрывать это предприятие, либо менять руководителей, либо менять подходы, то есть систему. Так происходит в любой отрасли – кроме образования.
«В теории можно легко провести анализ: куда трудоустраиваются выпускники, и если их работа не связана со специализацией, должны приниматься меры относительно руководства конкретного вуза, производящего «некачественную продукцию» – студентов», – говорит Якимчук.
Сергей Федоренко: «Существующие программы просто не позволяют абитуриентам трансформироваться к концу обучения в специалиста. Ведь головы студентов наполняют массой информации, которая никогда ему не пригодится. А все начинается со школы, где детей учат тому, что невозможно ни применить, ни понять. Зачем молодежь заставляют зубрить сложные формулы, названия, термины – все то, что только засоряет мозг? Ведь знания, которые человек никогда не сможет применить на практике, – мертвые».