2023-07-17T10:36:19+10:00 2023-07-17T10:36:19+10:00

«Не сумел адаптироваться – закрывайся». Чего боится малый бизнес

Фото: freepik.com |  «Не сумел адаптироваться – закрывайся». Чего боится малый бизнес
Фото: freepik.com

Любой бизнес сопряжен с рисками. В каких-то точках они соприкасаются, независимо от бизнес-направлений, в других – сугубо индивидуальны. Одни боятся пожара в торговом центре, другие – затопления, кто-то опасается увольнения сотрудников, а кто-то – их травмирования на рабочем месте. Представители малого и микробизнеса (ММБ) рассказали деловому еженедельнику «Конкурент» о своих страхах в 2023 г.

Ольга Евтушенко, индивидуальный предприниматель, создатель бренда «ЛЮДИ В ХУДИ» во Владивостоке: «Что касается нашей деятельности в частности, некоторые опасения определенным образом связаны с локацией. Расширяя ассортимент продукции, мы выходим на более крупные арендные площади и, перезаключая договор с арендодателем, порой рискуем подписаться на менее выгодные условия.

Например, в последнем нашем договоре появился пункт об обязательном страховании товарных запасов. Видимо, это связано со случаями возгорания торговых центров. Кстати, существует риск вот таких обстоятельств непреодолимой силы. И, с одной стороны, мы, как собственники, понимаем целесообразность страхования. С другой – на нас опять ложится дополнительная приличная ежегодная финансовая нагрузка.

Понятно, не всегда наступление страхового случая можно доказать, так как себестоимость продукции формируется из многих факторов и некоторые не всегда есть возможность подтвердить документально. В разрезе нашего бизнес-направления существуют также риски, непосредственно связанные с брендом, который мы создаем. Его могут «украсть» или подделать. Кроме того, в компании имеется техника, которая, безусловно, застрахована. Но даже каско не гарантирует стопроцентную компенсацию убытков, так как в договоре много условий наступления страхового случая. Более того, на производстве одежды задействован штат мастеров, работа которых также связана с некоторыми рисками: человек может порезаться, уколоться или просто заболеть. Рисков много. Но в бизнесе как в поговорке: «Если волков бояться, то не стоит и в лес ходить».

Жанна Данилова, генеральный директор ООО «Прибой»: «Методов борьбы с текущей нестабильной геополитической и экономической ситуацией не существует, поэтому мы, предприниматели, подстраиваемся под предлагаемые обстоятельства, как актеры на сцене под сюжет спектакля. Ключевая задача любого бизнеса сегодня – адаптироваться, и именно с этим обстоятельством и связаны главные риски. Не сумел адаптироваться – закрывайся.

Борьба за выживание в предпринимательском сообществе ведется повседневно. Условия меняются так быстро, что руку приходится держать на пульсе в круглосуточном режиме. Еще совсем недавно, а главное, внезапно, многие бизнес-стратегии были разрушены волной коронавируса. Затем – санкции. Привычные логистические цепочки распались. Уже год, как мы наблюдаем падение покупательной способности. И это неудивительно: увеличение стоимости продуктов питания происходит стремительно, в то время как реальные доходы населения растут гораздо медленнее. От подобного дисбаланса страдают и сами предприниматели. Так, в нашем сегменте цены в закупе свежемороженой продукции очень сильно выросли. В некоторых позициях увеличение закупочной цены произошло до 200 тыс. руб.

Опасения и страхи, связанные с курсом доллара, от которого зависят цены, присутствуют сегодня в каждом бизнес-сегменте. Лично моя задача как предпринимателя в текущих условиях минимизировать инвестиции. Мы не планируем расширение предприятия, покупку нового оборудования и так далее. Сейчас важно делать упор на качество продукта. Кроме того, сегодня предпринимателям, в пуле которых несколько видов деятельности, выживать гораздо проще, нежели тем, кто работает в одном специализированном направлении.

Тем не менее среди бизнесов, оказывающих один вид услуг, наиболее устойчивыми являются те, которые связаны с удовлетворением первичных потребностей человека. В частности, речь идет о продуктах питания. Этот год у нас будет нацелен на потребности клиента с учетом поставки качественной продукции, а прогнозировать, заглядывать в будущее нет смыла. «Завтра» вообще может не настать».

Даниил Фомин, управляющий сетью кафе «Пекарня Мишеля»: «Ресторация и общественное питание – одна из самых рискованных форм бизнеса. Чтобы максимально контролировать ситуацию и снизить факторы риска, мы проводим серьезную работу, которая подразумевает значительные траты. Речь идет и о предотвращении ЧП в аварийных зданиях, где располагаются кафе. По улицам Пограничной, Тигровой, Светланской постоянно происходят сбои в электроснабжении. Недавно несколько помещений затопило. Рестораторы покупают генераторы, насосы, откачивающие воду, и так далее, страхуют риски и имущество. В этой связи у представителей нашей отрасли существуют опасения, связанные с подготовкой города к туристическому сезону: успеют ли привести инфраструктуру в порядок? Но при этом бизнес у тех, кто по-настоящему знает и любит свое дело, развивается и в форс-мажорных обстоятельствах. А ведь текущее время с нестабильной геополитической и экономической ситуацией иначе не назовешь».

Марина Оборожная, президент Ассоциации риелторов «Приморская палата недвижимости», руководитель агентства недвижимости «Ростконтракт»: «Все руководители, с кем мне довелось разговаривать, повторяют как мантру: «Сотрудников не хватает, не хотят работать в коллективе». Думаю, сознание людей начало меняться с приходом пандемии, когда большинство сотрудников были вынуждены уйти на дистанционную работу, а то и вовсе в «отпуска», причем оплачиваемые. То есть за два года многие привыкли получать деньги, не прилагая особых усилий, и им понравилось. Малый и микробизнес – самые незащищенные и рискованные форматы сегодня с точки зрения внешних рисков и возможностей их профилактики. Опасений предпринимателей в этих сегментах больше, чем уверенности в завтрашнем дне. Ведь в текущих условиях невозможно прогнозировать ни курсы валют, ни поставки, ни налоговую базу – все меняется с невообразимой скоростью. Не каждый с такой задачей справляется успешно».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ