2023-07-26T17:00:39+10:00 2023-07-26T17:00:39+10:00

«Нужны срочные меры». Продавцы бензина обратились в правительство

фото KONKURENT |  «Нужны срочные меры». Продавцы бензина обратились в правительство
фото KONKURENT

Принципы ценообразования на рынке моторного топлива нарушены, нужны срочные меры для стабилизации ситуации, считает Российский топливный союз. Свое видение ситуации РТС изложил в письме премьер-министру РФ Михаилу Мишустину.

РТС подчеркивает, что на данный момент оптовые цены на бензины выросли по отношению к прошлому году: по АИ-92 – на 55%, по АИ-95 – на 46%. При этом, цены в рознице увеличились только на 3,6%. В результате оптовые цены практически сравнялись с розничными, а в ряде регионов превысили их. Диспаритет оптовых и розничных цен приводит к убыточности АЗС.

«Рыночная ситуация 2023 г. для розничных операторов моторного топлива оказалась даже более тяжелой, чем в 2021 г. Поскольку высокий уровень потребительской инфляции 2022 г. (11,94%) и еще более высокий уровень промышленной инфляции привели к существенному росту операционных затрат розничных операторов, которые в настоящее время характеризуются цифрами 7-8 руб. на литр продаваемого топлива, но не отразились на росте розничных цен на моторное топливо в течение 2022 г., оставшимися практически на уровне 2021 г.», – говорится в письме РТС.

Топливный союз поясняет, что рост биржевых ценовых индикаторов, к которым привязаны оптовые цены, вызван нарушением баланса спроса и предложения бензинов в основную сессию торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Предложение на биржевых торгах снизилось, что привело к падению объема продаж примерно на 12% по отношению к прошлому году. При этом в стране заметно повысился спрос на бензины, что связано, в частности, с ростом деловой активности, развитием внутреннего туризма, увеличением грузоперевозок, в т. ч. в восточном направлении.

Предложение бензинов снижается, отмечает РТС. Причины не только в остановках НПЗ на плановые ремонты, влияет наращивание поставок бензинов за рубеж из-за выгодной экспортной альтернативы, к которой привели падение курса рубля и корректировки расчета демпфирующих выплат в течение года (с 1 сентября ожидается дополнительное двукратное снижение демпфирующих выплат). РТС приводит данные ЦДУ ТЭК: экспорт бензинов К5 с начала 2023 года на данный момент увеличился на 41,5% (на 840 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В июле текущего года отмечен рост экспорта на 45,5 тыс. тонн, или на 55,3% год к году.

Кроме того, увеличивается экспорт топлив с нефтебаз, т.е. тех топлив, которые были поставлены на внутренний рынок с выплатой демпфера (так называемый серый экспорт). Принимаемые правительством меры для пресечения такой деятельности, «к сожалению, не оказали ожидаемого влияния на снижение объемов указанного экспорта, который с начала года только растет и, по данным базы РЖД, уже составил более 200 тыс. тонн по бензинам и 380 тыс. тонн по дизелю», – пишет РТС.

Российский топливный союз предлагает премьеру рассмотреть ряд шагов, которые должны стабилизировать ценообразование на топливном рынке. В их числе меры налогового и таможенного регулирования, направленные на сохранение премиальности внутреннего рынка по отношению к экспортной альтернативе. При этом РТС призывает власти обеспечить «рост оптовых цен не выше уровня инфляции, аналогично розничным».

Кроме того, предлагается принять меры административного и таможенного регулирования для запрета экспорта автомобильных бензинов и дизтоплива компаниями, которые не являются производителями экспортируемых видов моторных топлив. Также в числе предложений союза: повысить приоритетность перевозок моторных топлив железнодорожным транспортом.

По данным Приморскстата, средняя стоимость одного литра бензина с начала июля по 17 июля выросла с 53,07 руб. до 53,23 руб.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ