2007-07-17T15:30:00+11:00 2007-07-17T15:30:00+11:00

Доброфлот сблизил Владивосток с Россией

Первым судном Добровольного флота, открывшим в ХIХ в. регулярную прямую товарно-пассажирскую линию Одесса — Владивосток, стал пароход «Москва», которым командовал капитан-лейтенант Сергей Чириков, до этого три года прослуживший на клипере «Гайдамак» в составе Сибирской флотилии. Годом раньше у нас, правда, уже отметился один «доброволец» — пароход «Нижний Новгород», но он лишь сделал «привал» на пути из Одессы на Сахалин, куда вез 600 ссыльнокаторжных и казенный груз МВД. Так наш город на 20-м году существования получил постоянную связь с Центральной Россией.

Пароход «Петербург» — один из кораблей Доброфлота, перевозивших крестьян из Одессы во Владивосток.


Исторический рейс

Рейс, которым было положено «правильное товаро-пассажирское сообщение» с нашими портами на Восточном океане», начался 28 февраля. Выйдя из Одессы, «Москва» 12 апреля 1880 г. прибыла во Владивосток, где ее очень ждали. С радостью и надеждой. Вот только не очень рады были этому знаменательному событию местные иностранные торговцы, нажившие состояние на продаже ввозимого ими беспошлинно из Шанхая и Сан-Франциско аукционного бракованного товара. После открытия регулярной морской линии, на которую поставили пароходы Добровольного флота, им пришлось более критично оценивать качество продаваемого товара и понизить его цену. Выгода завоза товаров пароходами Доброфлота по сравнению с иностранными купцами была очевидна: пуд груза здесь обходился в 90 коп., в то время как на заморских судах — 2 руб. А посему и цены у торговцев во Владивостоке были аховые.

С помощью судов Доброфлота правительство решало и другую очень важную государственную задачу — переселение тысяч крестьян из Малороссии и Центральной России на дальневосточную окраину империи для освоения новых земель. Первоначально пытались расселять в этих местах ссыльнокаторжных преступников и уволенных в запас нижних чинов, но из этого ничего не получилось. После предприняли попытку решить этот вопрос переселением крестьян сухим путем, «самотопом». Но такой вариант не оправдывал себя: был весьма долгим и накладным для государственной казны. И только с организацией рейсов Доброфлота дело, наконец, стало налаживаться.

В 1883 г. в соответствии с заключенным правительством соглашением«добровольцы» стали перевозить на Дальний Восток переселенцев. Обычно это делалось по весне, когда была приемлемой ледовая обстановка. Время пути составляло до 1,5 месяца. В каждом таком рейсе умирало от 15 до 30 человек, в основном детей.

В свой первый рейс «Москва» доставила во Владивосток 60 тыс. пудов груза, продовольственных и промышленных товаров, и первых двух официальных пассажиров (на обратный рейс «Москву» зафрахтовали московские фирмы для доставки из китайского города Ханькоу 2700 т чая).

В июне под командованием капитан-лейтенанта Воронова к нам прибыл из Одессы пароход «Владивосток», который был поставлен на обслуживание линии Владивосток — Николаевск-на-Амуре. С этого времени морское агентство Добровольного флота во Владивостоке превратилось в мини-пароходство с одним судном на балансе (в 1893 г. «Владивосток» потерпел крушение у корейских берегов, а еще раньше у Сахалина погиб пароход «Кострома»).

13 августа 1880 г. владивостокцы встречали пароход «Россия», доставивший 1350 т продовольствия, два миноносца в разобранном виде для Сибирской флотилии, 59 офицеров, 994 солдата и 19 гражданских лиц.

Условия перевозки пассажиров

Тогда же были установлены и правила перевозки пассажиров морем на пароходах Доброфлота. Каторжников везли в железных клетках, которые располагались в трюме. Караул был вооружен винтовками и револьверами.

Порой случались ЧП. Так, на исходе сентября 1897 г. во Владивосток из Одессы пришел пароход Добровольного флота «Ярославль», который в основном перевозил каторжников. На его борту находился этап из 791 ссыльнокаторжного, следовавший транзитом на Сахалин. Вскоре по городу поползли слухи о том, что на переходе случилось ЧП и арестанты едва не захватили «Ярославль». Потом выяснилось, что это правда, которую власти пытались замолчать, дабы лишний раз не будоражить обывателей.

В одном из изолированных отделений, состоявшем из 250 осужденных, возник заговор, цель которого заключалась в захвате парохода. Команду и пассажиров предполагалось вырезать, оставив на время в живых лишь капитана, чтобы он довел «Ярославль» до Японии, где каторжники намеревались высадиться и скрыться. Однако четверо арестантов не поддержали заговор. Один из них, высказавший свой отказ вслух, тут же был забит насмерть. Его затаившимся товарищам удалось незаметно нацарапать записку о готовящемся захвате и подбросить ее матросам. Тем временем «группе захвата» из арестантов удалось пробраться в одно из грузовых отделений парохода, где они обнаружили ящики с одеколоном, который стали употреблять «перед делом». В это время их и повязали оповещенные моряки и конвой, загнали штыками обратно в клетку и выставили усиленный караул.

Остальные пассажиры Доброфлота делились на классных и палубных. Простой люд покупал палубные — относительно дешевые билеты. Но это вовсе не значит, что неимоверно длинный и нелегкий путь эти люди проводили на голой палубе. Для них отводились специальные закрытые палубы. В каютах было более комфортно. Хотя и в них люди уставали в столь длительном плавании. Так, один из таких пассажиров рейса Одесса — Владивосток в 1890 г. писал: «Не стану описывать нашего утомительного плавания. Скажу только, что не могу представить себе более тяжелого и тревожного существования, как жизнь на море. Морская болезнь, как злая фея, захватила меня и моих попутчиков в свои жесткие объятия в день отплытия и выпустила только в день прибытия в Золотой Рог».

Каюты на судах были только четырехместные, хотя по удобствам разделялись на 1-й и 2-й класс. Все отправляющиеся в плавание были обязаны иметь загранпаспорта. Лица, состоящие на государственной службе, и их семьи перевозились по льготному тарифу. Переселенцам делалась скидка в 10 процентов. Дети до 2 лет перевозились за четверть стоимости билета, от 2 до 10 лет — за полцены. Начиная с 10-летнего возраста надо было платить полную стоимость. Прислуга пассажиров оформлялась как палубные пассажиры. За прислугу при детях в каюте взималось 50% от цены билета занимаемого ими класса, но эти люди питались за особую плату по договоренности с рестораном. А вот в плату за каютные пассажирские места входила и стоимость за питание со дня выхода парохода в плавание и по день прихода в порт назначения. Однако в случае задержки судна в карантине пассажиры питались за собственный счет, уплачивая в сутки: каютные — по 8, а палубные — по 1,75 франка (2,5 франка приравнивались к 1 руб.).

Питались каютные пассажиры из ресторана, но за общим столом. Утром с 7 до 9 — чай или кофе, в 11 — завтрак, в 16.30 — обед и с 20 до 21 — вечерний чай. Палубные пассажиры получали питание от судовой поварской артели.

Каждый пассажир имел право на бесплатный провоз багажа: каютные — 3 пуда, палубные — 2 пуда. За излишки веса взимали по 1 руб. 60 коп. с пуда. Однако прием багажа свыше 15 пудов на человека на судах Доброфлота, как правило, запрещался. Лица, состоящие на государевой службе, пользовались скидкой 25%, т. е. платили 1 руб. 20 коп. Переселенцам делали 10-процентную скидку за превышение нормы бесплатного багажа. Ценные вещи можно было сдать на хранение капитану, но за это взималась плата в 1% от стоимости вещей. За утрату вещей по вине Добровольного флота каютным пассажирам выплачивалось по 80 руб. с пуда, а палубным — по 40 руб. Лошади, собаки, птицы и другие животные (собаки и птицы должны были находиться только в клетках) перевозились на верхней палубе по грузовому тарифу. За их кормление отвечали владельцы.

Спиртные напитки (даже вино) и порох пассажирам провозить запрещалось. В карты играть было можно, но не на деньги. На каждом пароходе имелись доктор и аптечный киоск. После 22 часов свет на судне гасили, кроме ламп и фонарей в местах, указанных капитаном. Любой пассажир, нарушающий порядок во время плавания, мог без церемоний оказаться на берегу «с вещами» в первом ближайшем порту.

И это все Доброфлот

Только за первые 10 лет существования морской линии Одесса — Владивосток судами Добровольного флота было перевезено 3325 семейств переселенцев (или 22 243 чел.), свыше 39 тыс. пассажиров и военнослужащих, доставлено

5 млн 300 тыс. пудов грузов различного назначения. Добровольный флот на Дальнем Востоке стал основным морским транспортным предприятием, обеспечивающим внутренние и внешние торговые связи нашего края на протяжении многих лет.

Существенную роль сыграли пароходы Доброфлота и при строительстве Уссурийской железной дороги в 90-х гг. ХIХ в., доставляя строительные материалы, рельсы, паровозы, необходимое оборудование. То есть, по иронии судьбы, помогали своему будущему главному конкуренту — железной дороге, которая надежнее, быстрее и гораздо дешевле свяжет Россию с жителями Дальнего Востока.

Евгений ШОЛОХ, специально для «К».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ