Правительство РФ проработало вопрос и вышло с предложением передать под управление ВТБ государственный пакет акций Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), сообщил президент Владимир Путин, добавив, что одобрил данное предложение.
«Есть вопросы, требующие особого внимания, в том числе и со стороны специалистов банка. Это связано с расчетами, с финансовым оздоровлением компании. Все, разумеется, не может быть сделано без поддержки правительства, и такая поддержка, разумеется, должна быть обеспечена», – объяснил Путин.
ОСК – крупнейшая судостроительная компания России, созданная по указу президента Владимира Путина в марте 2007 г. Сейчас в состав ОСК входит более 50 проектно-конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, специализированных научно-исследовательских центров и предприятий в 15 регионах.
До 2015 г. ОСК контролировала также АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), сейчас контрольный пакет ДЦСС принадлежит совместному предприятию «Современные технологии судостроения» (СТС), которое на паритетных началах принадлежит «Роснефти» и Газпромбанку.
Глава Минпромторга Денис Мантуров уже уточнил, что акции ОСК будут переданы на пять лет для привлечения внебюджетного финансирования. Докапитализация нужна для того, чтобы ОСК как корпорация в целом и многочисленные верфи, которые в нее входят, могли и дальше строить широкую линейку гражданских судов и военных кораблей, объяснял в прошлом году замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
«Это позволит ОСК привлекать банковские средства на модернизацию мощностей. Для этого необходимо оказать финансовую поддержку, которая позволит разобраться с теми долгами, которые появились у корпорации», – пояснял Евтухов.
Верфи ОСК, работающие по программе инвестквот или «квот под киль», декларируют убытки в размере 42 млрд руб., говорил глава Росрыболовства Илья Шестаков. По его словам, проблемы начались еще до санкций, и в какой-то степени их можно оправдать пандемией.
«Но в большей степени сложности были связаны с отсутствием у верфей на начальном этапе программы нужных компетенций, и у них возникли трудности при строительстве рыбопромыслового флота по коммерческим заказам в сжатые сроки и по фиксированной цене», – считает Шестаков.
Он не сомневается, что проблема отечественных верфей была в том, что они заказы взяли, но договорные обязательства с рыбаками прописали плохо, «пошли на серьезные риски, не понимая, с чем столкнутся, и просчитались». Накладывает свой отпечаток и тот факт, что инвесторам приходится перепроектировать суда из-за санкций, так как проекты были рассчитаны в значительной степени на поставки оборудования из недружественных сейчас стран.