До 1 марта 2025 г. правительство намерено разработать пакет документов о приоритетном порядке вывоза грузов из портов России судами под отечественным флагом. Это следует из законопроекта о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ, который изучил KONKURENT.RU.
Законопроект опубликован в базе данных Госдумы. Поправки предусматривают, что вывоз из морских портов грузов будет осуществляться с приоритетным использованием российских судов. А перечень этих самых грузов будет устанавливаться правительством.
«Контроль за исполнением требования о приоритетном использовании российских судов будет осуществлять капитан морского порта в рамках государственного портового контроля за судами, выходящими в море, при этом капитан морского порта наделяется правом отказать в выдаче разрешения на выход иностранного судна из морского порта в случае, если отправитель не получил в системе вывоза грузов права на вывоз груза на таком судне», – отмечается в пояснительной записке.
Оператором системы будет Росморречфлот. Данное ведомство наделяется полномочиями по организации и обеспечению функционирования информационной системы организации вывоза грузов. Система, следует из законопроекта, должна обеспечивать возможность:
– подачи заинтересованными отправителями заявок на вывоз грузов российскими судами;
– размещения российскими судовладельцами собственных предложений на использование российских судов, в том числе для выполнения вывоза грузов по заявкам отправителей;
– автоматического формирования информации о получении отправителем права на использование иных судов, в случае если в течение трех суток с момента размещения заявки, предложения о вывозе грузов от российских судовладельцев не поступили.
«В целях нераспространения положений проекта федерального закона на ранее заключенные договоры перевозки грузов, проектом федерального закона устанавливается, что его положения распространяются на правоотношения, возникшие из договоров морской перевозки грузов, заключенных начиная с 1 января 2023 г.», – говорится в законопроекте.
Новые правила в правительстве объясняют беспрецедентным санкционным давлением на Россию. Из-за него иностранные грузополучатели и российские грузоотправители отдают предпочтение при фрахтовании судов иностранным флагам и иностранным судовладельцам.
«Это приводит к потерям доходов российских судоходных компаний и значительному снижению налоговых поступлений. Дальнейшее развитие ситуации может привести, в конечном счете, к прекращению деятельности российских судоходных компаний, их банкротству и утрате Российской Федерацией контролируемого ею торгового флота», – резюмируется в документах.