В 2023 году во Владивостоке впервые проводится масштабный ремонт сетей теплоснабжения. На эти цели средства были выделены из бюджетов всех уровней: федерального, краевого и городского. Кроме того, привлечены средства и инвестпрограммы и программы финансирования ресурсоснабжающих организаций, заложенные в их тариф.
О том, когда закончится масштабный ремонт, приведший к ряду неудобств для автомобилистов, какие работы запланированы на следующий год, что делать, если в доме нет тепла и когда начнется отопительный сезон, рассказал заместитель главы администрации Владивостока Тарас Фищук.
– Тарас Григорьевич, в этом году действительно масштабные работы проводятся в городе по замене тепловых сетей. Расскажите, сколько труб в целом заменено.
– В этом году уже заменили порядка 20 километров старых и изношенных труб. Мы, конечно, взяли на себя завышенные обязательства в этом году. К примеру, замена тепловых сетей прошлого года – 3,5 километра, а в этом уже 20.
К сожалению, состояние тепловых сетей, которые у нас на сегодняшний день есть, крайне изношенное. Те работы, которые делаются в этом направлении, для города очень важны. Я бы сказал, что они даже важнее некоторых неудобств в плане сильных транспортных заторов.
– Вы верно отметили про заторы. Самые, наверное, значимые участки – это Гоголя и Борисенко. Скажите, когда здесь ждать окончания работ?
– Сейчас на Гоголя открываем ту полосу, которая была закрыта. Правую сторону. Спешу огорчить: это не означает, что работы полностью закончены. Ремонт начнется на той полосе, которая была открыта – около светофора сверху, левую сторону.
– Как долго будет закрыта вторая сторона?
– Эти работы ведутся в рамках технического присоединения музейно-театрального комплекса на Аксаковской, который строится. И туда вверх еще односторонняя идет, которая не влияет на отопительный период. Поэтому мы не переживаем за отопление, но переживаем за пробки. Но к 26-му числу планируется открытие полностью всей трассы вверх, все три полосы. К этой дате будет уложен асфальт в один слой. После этого необходимо еще два слоя. Работы будут производиться по ночам, это значит, что техника будет убрана. К 1 ноября должны все сделать.
А вот вверху, где односторонняя прямо до развязки, работы будут вестись, наверное, до 15 ноября.
В сторону Аксаковской тоже работы ведутся. Они не влияют на отопительный сезон – там идет подключение музейно-театрального комплекса. К его внутренней отделке рабочие приступят зимой, поэтому им понадобится тепло. И эту работу необходимо сделать.
– То есть на Гоголя движение будет открыто к 26 октября?
– По установленным графикам, 26 числа планируем открыть движение по Гоголя
– На Борисенко работы будут завершены к этим же срокам? Этот участок тоже очень интересует владивоскокцев.
– На Борисенко идут работы на фадеевском коллекторе – это ТЭЦ-2, магистраль, тысячная труба. Уже заменено 150 метров подземного трубопровода, и 250 метров воздушного трубопровода еще предстоит поменять. Он не так влияет на движение транспорта, но важен для системы теплоснабжения.
Работы по монтажу – подземные работы – будут выполнены до 16 октября. По воздушному трубопроводу окончание – 22-го числа. И укладка асфальта тоже до 1 ноября. То есть дорогу открыть планируем до этой даты.
– Скажите, к чему нам всем готовится в следующем году? Опять летом будут масштабные работы?
– Часть работ, которые мы хотели выполнить в этом году, пришлось перенести на 2024 год. Материалы для этих ремонтов уже закуплены и лежат на месте. Просто сейчас было решено не рисковать, не срывать сроки начала отопительного сезона.
Например, была запланирована модернизация трех центральных тепловых пунктов – пришлось перенести.
Часть работ Дальневосточная генерирующая компания должна была сделать. Например, на улице Пушкинской. Ремонт должен был пройти в рамках инвестпрограммы АО «ДГК». Но мы переговорили и пришли к решению перенести работы на следующий год. Потому что не хотели перекрывать Пушкинскую – и так очень много перекрыли.
В следующем году пройдет ремонт магистральных тепловых сетей АО «ДГК». Это улицы Хабаровская, Калинина, проспект Острякова, улица Русская. Плюс дополнительные работы по Первомайскому району будут продолжены. Это внутридворовые сети теплоснабжения.
В основном работы будут производиться в отношении старого жилфонда, где сетям свыше 40 лет, их уже пора менять.
– Работы действительно масштабные и сделаны, и запланировали. Насколько большой была сумма их финансирования?
– В целом консолидированный бюджет на эти цели составил более 4 млрд руб. Это средства из бюджетов разных уровней: федерального, краевого, местного. Есть и софинансирование – порядка 2,1 млрд руб.
Если разделить по градации, то это бюджетное финансирование, финансирование ремонтных программ тепловых сетей – они заложены в тарифе – и инвестиционная составляющая – это средство на техприсоединения, подключение новых домов и районов, которое также требует замены и увеличения диаметра в центральных трубопроводах. К слову, в рамках этих работ проводится замена труб меньшего диаметра на трубы с большей пропускной способностью, а также старых труб – на новые. Это тоже позволяет улучшить систему теплоснабжения города.
– На такие масштабные планы рабочих хватает? Работы производятся без остановки?
– К сожалению, нет. Задержки бывают по разным причинам. Проблемы, например, возникают из-за погодных условий. Это лето было очень дождливым, что внесло определенные коррективы.
Но есть и другие аспекты. Например, сам процесс замены тепловой сети сложен технологически. На какой-то один маленький участок сделать полный цикл от вскрытия теплотрассы, демонтажа старой трубы, укладки лотков, установки трубы, ее сварки, закрытия, благоустройства, асфальтирования невозможно. Необходимо вскрывать всю теплотрассу на всю ее протяженность. К слову, по этой причине у многих возникает ощущение, что раскопали и пропали – больше не работают. Но это не так.
Кроме того, нельзя отрицать, конечно, что имеется и нехватка персонала. Это факт.
Еще одна проблема – попытка синхронизировать поставку материалов и начало работ. В чем проблема? Пример по Гоголевской развязке. Сейчас все материалы производятся в центре России. Отгрузка производится, и их отправляют срочным поездом. Расчет идет, что поступление будет в течение пяти дней. В течение этого времени мы планируем провести демонтаж старого трубопровода, уложить лотки. А материал не приходит, потому что задержка с РЖД, где-то логисты неправильно что-то оформили, что-то еще происходит. Такие сбои влияют на то, что происходят задержки.
Правда, недавно на последнем совещании разговаривали с Константином Шестаковым на эту тему и приняли решение: в следующем году, пока не поступят материалы, вскрывать участки не будут. Все же необходимо учитывать и ситуацию с пробками в городе.
– А с чем связаны ситуации, когда рабочие раскапывают свежеуложенный асфальт?
– Бывают аварийные ситуации. Здесь ничего не поделаешь – людям нужно восстановить подачу тепла в квартиры. Приходиться копать.
Что касается плановых работ. На сегодняшний день уже начата работа по синхронизации работ – сначала необходимо заменить трубопроводы, а потом ремонтировать дорогу. Из управления дорог мы получаем сведения о ремонтах по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Эти сведения передаются сетевым организациям, чтобы они могли корректировать свою инвестпрограмму. И они меняют сети с учетом этих данных.
Это касается, к слову, не только тепловиков. Это затрагивает и водопровод, и системы электроснабжения, и системы связи.
К сожалению, синхронизировать не всегда получается, потому что это завязано на проекты, сроки, экспертизы.
При этом стоит помнить, что помимо теплоснабжения есть проблемы с электроснабжением. В рамках специального казначейского кредита на следующий год запланировано порядка 1 млрд руб. на замену кабельных линий электроснабжения. В этом случае будет немного проще, чем с сетями теплоснабжения, но пробок, к сожалению, тоже не избежать.
Но эту работу необходимо сделать, ведь порядка 600 кабельных линий находится без резерва. Это значит, что в случае поломки нет возможностей переключения.
– Когда же в этом году начнется отопительный сезон и в квартирах владивостокцев станет тепло?
– С 16 октября начинается заполнение систем теплотрасс. Такую команду поставил глава для сетевых организаций. Старт отопительного сезона – с 23 октября. О чем это говорит? Это говорит о том, что с 23-го числа начнется заполнение систем теплоснабжения уже внутридомовых. Управляющие компании поэтапно открывают задвижки и заполняют внутреннюю систему теплоснабжения. На это еще уйдет порядка дней пяти или неделя, и в целом к первому ноября у нас город полностью будет с отоплением.
Хочу также отметить, что собственники, которые решили установить общедомовой источник или тепловой пункт, где есть учет тепла, могут не запускать отопление и принимать решение сами. Например, начать это с 10 ноября.
– А как с подачей горячей воды? В городе еще есть улицы и районы, где у людей ее нет. Например, на БАМе горячего водоснабжения нет с мая.
– Подвод горячей воды происходит отдельно, если трубопровод имеет четыре трубы. В том случае, если подвод идет двумя трубами, то и горячая вода, и отопление идут по одним трубам.
Как правило, ремонтные работы затрагивают второй вариант. Пока работы на теплосетях не закончатся, поступление горячей воды не будет. В этом случае к началу отопительного сезона в квартиры точно начнет поступать тепло и горячая вода.