2023-12-07T13:08:03+10:00 2023-12-07T13:08:03+10:00

Замороженный бизнес. У приморских горнолыжек новые проблемы

Фото: freepik.com |  Замороженный бизнес. У приморских горнолыжек новые проблемы
Фото: freepik.com

Горнолыжный бизнес всегда был весьма затратным и малорентабельным. Но в нынешние времена дела стали еще хуже, как результат – почти половина склонов так и не открылись.

Сокращение – естественный процесс выживания сильнейших, говорит Михаил Сорокин, генеральный директор ОАО «Центр зимнего отдыха «Комета». Но текущий сезон многие запомнят надолго. Только в начале 2022 г. ТИЦ Приморья насчитывал в регионе 14 горнолыжных баз. То есть по меньшей мере 14 обработанных для катания склонов, включающих по несколько трасс различной сложности. Для Приморья с его населением около 1,8 млн человек это нормальный показатель.

Впрочем, к концу 2023 г. все изменилось. «Одни базы прекратили работу по причине слабого руководства, другие – по причине ухода из жизни инвестора, третьи – фактически на грани закрытия. Остальные работают, оставаясь на невысоком уровне», – сетует Михаил Сорокин.

Главная причина такого положения – инфраструктурные барьеры. Отдых на горных лыжах был весьма популярен в Приморье еще во времена СССР на склонах Анисимовки, Арсеньева, Светлогорья и сопки Орлиной. Но в те нерыночные времена бизнеса на этом никто не пытался сыграть. Более того, его не было даже в 90-х, хотя потенциальный спрос был довольно велик – тысячи приморцев, приобщившихся к такому виду активного отдыха еще при советской власти, продолжали кататься на лыжах. Правда, поначалу число поклонников горнолыжного отдыха почти не росло.

Ситуация поменялась в 2000-х, а до коронавируса популярность горнолыжного отдыха стала увеличиваться особенно быстро. Этому способствовали как общий рост доходов населения, так и возникновение моды на горные лыжи у первых лиц региона. Однако существующее предложение не всегда оказывается способным удовлетворить растущий спрос, свидетельством чего являлись очереди на подъемниках (в пиковое время за час можно успеть скатиться с горы не больше трех-четырех раз) и в пунктах проката спортинвентаря.

Но вот после пандемии спрос скатился. «Причин несколько, – поясняет Александр Грибанов, владелец горнолыжного комплекса «Грибановка». – Отток населения, значительную часть которого составляет молодежь, снижение реальных доходов и другие. Так, средняя зарплата по региону – 54 тыс. руб., что ранее было эквивалентно около 1 тыс. долларов, а теперь – примерно 600 долларов».

Полноценный горнолыжный центр получает прибыль не круглый год, а в течение относительно короткого периода (в лучшем случае сезон длится с середины ноября до конца апреля). Профильная, собственно горнолыжная, составляющая приносит объекту лишь небольшую часть прибыли (впрочем, такая ситуация вообще характерна для туризма). В цивилизованных странах такой проблемы нет, поскольку большинство клиентов подобных центров составляют «настоящие» туристы – люди, приезжающие из других городов и стран на несколько дней (а то и недель) с целью полноценно отдохнуть. Катание на горных лыжах зачастую даже не является главной целью поездки.

В Приморье ситуация сложилась принципиально иная. По словам Грибанова, абсолютное большинство посетителей горнолыжных комплексов Приморского края – не туристы в строгом смысле этого слова, а просто любители горных лыж и сноубордов – люди, предпочитающие такой вид воскресного отдыха. Они не ходят в рестораны, не живут в гостиницах и не пользуются прокатом (истинные любители, разумеется, имеют собственные лыжи и сноуборды). Такие посетители создают очереди, амортизируют оборудование, но не приносят серьезного дохода. В результате мало кто из владельцев горнолыжек окупает свои вложения. А в силу текущих внешних условий, когда это произойдет и произойдет ли вообще, совершенно непонятно.

Александр Грибанов: «К сожалению, цена отдыха на любых горнолыжных курортах не бюджетная. В Приморье также стоимость такого отдыха достаточно высокая. Так, покупка горнолыжного комплекта человеку обойдется в около 150 тыс. руб., и это актуально только для людей, катающихся постоянно. А если человек катается не более 2–3 раз в сезон, то ему проще брать оборудование в прокат, но это также выходит достаточно дорого».

Михаил Сорокин: «Времена покупки б/у горных лыж из Японии за 3 тыс. руб. и стоимости подъема за 40 руб. давно прошли. Подъемники, ратраки, снаряжение, запчасти, строительство помещений, содержание штата, налоги – все ежегодно дорожает, иногда на небольшие проценты, а иногда сразу в разы. Цены формируются исходя из окупаемости и необходимости получения прибыли для содержания штата в летний период, ремонта или нового строительства. К примеру, б/у ратрак пять лет назад можно было купить за 3 млн руб., в этом году дешевле 12 млн ратраков нет. То же самое и с запчастями. Поэтому цена формируется исходя из реальных затрат и только потом учитываются платежные возможности гостей. Бюджетный вариант – кататься на своем оборудовании в рабочие дни, на «Комете» такое катание стоит 1,2–1,5 тыс. руб. за день».

По словам предпринимателей, горнолыжный вариант бизнеса в чистом виде без добавочных опций и услуг возможен только при отсутствии затрат на оснежение, то есть в местах, где «приключаются» частые природные снегопады. В остальных вариантах горнолыжка – очень затратный и рискованный вид предпринимательской деятельности. Потому что искусственный снег достаточно дорог в производстве.

«Лицензия на водозабор, водоводы, насосные станции, снегогенераторы, персонал – все требует большого финансирования», – говорит Михаил Сорокин. В качестве примера дорогих инвестиций он приводит заключение рыбохозяйственного института о возможности забора воды из речки, где нет никакой рыбы, стоимостью 500 тыс. руб.: «Именно такую сумму пришлось заплатить – и это только заключение. Или вот еще: порубочный билет при строительстве горнолыжной школы нам обошелся в 16 млн руб., очистные – более 14 млн, перенос ЛЭП и асфальт на дорогу тоже оплачивала «Комета». Практически все крупные горнолыжные курорты финансируются государством или олигархами, и почти все они убыточны, миллиардные вложения никогда не окупаются. Поэтому все наполняют горнолыжку другими услугами, среди которых тюбинги, каток, беговые трассы и благоустроенная территория, беседки и корпоративы. До получения первой прибыли «Комета» 18 лет развивалась за счет кредитов и займов. Для рентабельности горнолыжному курорту необходимо развить хорошую инфраструктуру, которая работает круглый год. Поэтому мы нацелены теперь на развитие и летнего туризма».

«Конечно, инфраструктура (отели, кафе, бары, спортивные залы, беговая лыжня) – это важная составляющая горнолыжного комплекса. Но на данный момент у горнолыжных курортов нет возможности, чтобы развиваться и предлагать ту инфраструктуру, которую хочет потребитель. Юридические тонкости не позволяют построить отели и удлинить горнолыжные склоны, а базы, находящиеся в черте города, не имеют такой возможности из-за отсутствия соответствующего рельефа», – уточняет Александр Грибанов.

Что касается непосредственно перепада высот, длины и крутизны спуска, то подобные характеристики трассы имеют значение в основном для продвинутых горнолыжников. По словам Михаила Сорокина, на «Комете» самая популярная трасса 300 метров с перепадом 50 метров, по классификации «зеленая». «На ней всегда самая большая очередь на подъемник. Для подавляющего большинства горнолыжников достаточно «синей» трассы с длиной не более 1 тыс. метров. Такую трассу любитель может проехать без остановки на отдых, и отдохнуть, поднимаясь на подъемнике», – поясняет генеральный директор центра зимнего отдыха.

Александр Грибанов: «В большинстве случаев чем длиннее и шире спуск, тем больше возможности его оборудовать под разные стили катания. В то время как старшее поколение предпочитает ровные и ухоженные трассы, среди молодежи очень актуальны сноупарки, состоящие из разнообразных линий с элементами стрита и снежных мультифигур: трамплинов, перил, спайнов, пирамид и ритм-секций. Такое можно разместить только на склонах, разнообразных по ширине и крутизне».

Дефицит земельных участков, а также высокая аренда земель лесного фонда – еще одна проблема для горнолыжек. Александр Грибанов: «Дорогая аренда земли – это особенность Приморского края. К сожалению, при существующей арендной плате по нашему участку нет экономической целесообразности развивать и эксплуатировать комплекс, но при этом нет и поддержки от государства, способствующего решению этой проблемы и развитию горнолыжного спорта в крае. В регионе проходили конкурсы за гранты на строительство систем оснежения, мини-отелей, покупку оборудования для проката. Но базам, которые уже построили за свой счет систему оснежения, мини-отели строить бессмысленно.

Хотелось бы получить реальную поддержку со стороны государства в рамках развития физической культуры и спорта на проведение электричества и содержание дороги, которая ведет не только к нашему горнолыжному комплексу, но и к подножью горы Фалаза, где расположен один из наиболее популярных туристических маршрутов Приморья и куда возят российских и иностранных туристов многочисленные туристические компании, особенно в период «золотой» осени.

Михаил Сорокин: «Горнолыжный бизнес в Приморье развивается именно так, а не иначе по причине нехватки собственных средств у организаторов и отсутствия поддержки властей. Например, горнолыжная школа ООО «Йети парк» – резидент свободного порта Владивосток – получает последние два года поддержку в виде небольших грантов и дешевых кредитов. Но для горнолыжного бизнеса это – капли в море. Грант, к примеру, 500 тыс. руб., а здание для школы стоит 50 млн руб. И это вложение нужно окупить хотя бы в перспективе. Отсюда и высокие цены на прокат, подъемники, обучение и т. д.

Мало вырубить лес и купить старый подъемник и ратрак, нужно строить инфраструктуру, нужно самим вести водовод, обустраивать дорогу, подводить электричество и решать много других задач и забот. А еще нужно платить круглый год зарплату и платить налоги. И, повторяю, в нашем деле – полное отсутствие финансовой помощи государства, за исключением Арсеньева».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ