2023-12-15T11:42:31+10:00 2023-12-15T11:42:31+10:00

«Сферум» батл: что не так с цифровизацией школьного образования

Фото: freepik.com |  «Сферум» батл: что не так с цифровизацией школьного образования
Фото: freepik.com

Всероссийский переход школ на образовательную платформу «Сферум» и новый ВК-мессенджер представители образовательных учреждений и родители восприняли совершенно по-разному. Кураторы нововведений считают, что инициатива властей дает учащимся, их родителям и учителям новые возможности, в то время как общественность выражает реальные опасение за юное поколение. Деловой еженедельник «Конкурент» выслушал мнение обеих сторон.

«Сферум» – платформа, созданная Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование». Основная задача «Сферума» – помочь учителю организовать обучение. Платформа бесплатна для учителей и учеников. С ее помощью можно проводить онлайн-занятия, совершать видеозвонки, общаться в чатах, делиться документами, составлять расписание уроков и даже вести информационный канал школы. Ее использование в тестовом режиме начали еще в 2021 г., чтобы уйти от зарубежных аналогов.

ЗА

Елена Юрченко, заместитель директора по учебной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» в пгт Ярославском: «Когда два года назад школа получила первое ведомственное письмо с указанием о необходимости подключения к платформе учителей и учеников, мы и сами не понимали, для чего это нужно. Нередко возникали сложности даже с регистрацией учителей – что уж говорить о путаницах, случавшихся при регистрации детей через родителей. Только в процессе личной работы со «Сферум» я осознала масштаб пользы от данного продукта.

Данная платформа позволяет интегрировать образовательный процесс в онлайн-пространство. Однако никто не собирается принудительно переводить школы на такую «удаленку», так как, напомню, в РФ практикуется традиционная форма обучения и ее никто не отменял.

В то же время «Сферум» весьма удобен для проведения добровольных видеоуроков, конференций, вебинаров и других мероприятий. То есть «Сферум» – это первый шаг в цифровизацию, в рамках которой основные данные учащихся переводятся в электронный формат. Для регистрации ребенка на площадке требуется его аккаунт в ВК или электронная почта, которую априори необходимо создавать ученику с момента вхождения его в образовательный процесс. В случае необходимости куратор может присоединить на «Сферум» к общей беседе всех детей одновременно. А вот как раз в ВК-мессенджер рекомендована регистрация родителей для получения оперативной информации о всех аспектах, связанных с обучением ребенка.

Нужно провести четкое разделение: «Сферум» – это общеобразовательная информационная платформа, ВК-мессенджер является ресурсом, специально созданным для коммуникации родителей, детей и учителей. Уведомительное письмо с указанием перевести родителей и учеников с альтернативных мессенджеров на «ВК» нам пришло в конце августа 2023 г.

Меня спросят: раньше никаких мессенджеров вообще не было, а дети учились ничуть не хуже? Знаете, 40 лет назад и о сотовых телефонах никто не слышал. Скорость технологического прогресса увеличивается с каждым годом, и было бы странно не идти в ногу со временем. Теоретически родители могут отказаться от получения информации дистанционно и коммуницировать со школой напрямую, то есть в формате личного общения. Но практика показывает, что времени на это у родителей нет. Ежедневный поток информации, касающийся учеников и их родителей, настолько интенсивный, что отследить его без подключения к школе практически невозможно. Вот для этого и существуют группы в мессенджерах. В этой связи ВК-мессенджер – самый удобный и безопасный вариант. Более того, сейчас мы на этапе создания общешкольного чата, в котором будет размещаться информация, касающаяся всей нашей школы: запланированные мероприятия, важные события и т. д.

Каждая школа находится на контроле у Минобразования: минимальный показатель активности в ВК-мессенджере должен составлять не менее 10 сообщений в чат в неделю у каждого учителя.

С другой стороны, за отказ пройти регистрацию никакого наказания в рамках нашего законодательства не произойдет. Однако очевидно, что такие семьи «рубят сук, на котором сидят», так как эффективность образования сегодня в немалой степени зависит и от скорости обмена информацией. Лишая ребенка такого ресурса, родители просто усложняют жизнь себе и своему чаду.

Но я хорошо понимаю недовольных «Сферумом». Во-первых, за последние пять лет системе образования пришлось пройти через несколько экспериментальных регистраций, часть из которых до сих пор вызывают вопросы. И очередное нововведение вызвало логичную волну негатива. А во-вторых, люди так устроены – менять привычки готов далеко не каждый, даже если речь идет о повышении комфорта. Да и речь идет о простом переносе информационного поля из WhatsApp в ВК-мессенджер. А остальная работа проходит в прежнем формате: создаются ровно такие же группы, до родителей и учеников доводится стандартная оперативная информация. Какая разница, пишем мы в WhatsApp или в образовательное пространство?»

ПРОТИВ

Анна Винтеревич, участник общественного объединения родителей «Совет родителей Приморского края»: «Сферум» – это первый шаг принудить образование к цифровым решениям. Но многие ли знают, что ЦОС (цифровая образовательная среда), согласно приказу № 649, – это эксперимент? Так каким же образом абсолютно самостоятельное направление интегрируется в общеобразовательный процесс?

Родители – это ключевые заказчики образования в любом цивилизованном государстве. Именно они должны и вправе решать, как и в каких форматах должны получать образование их дети. Но в нашем правовом государстве родители играют роль винтиков в запущенной машине. Как иначе рассуждать, если личные данные наших детей отдаются в «третьи руки», коммерческой структуре?

Что касается «сохранности информации» и «надежности» мессенджера – мы проводили эксперимент, по итогу которого выяснили, что любой желающий при определенной технической подкованности может зарегистрироваться в этом «образовательном» чате.

Так что разговоры о «закрытом доступе» – это полная дезинформация. Более того, из этого ВК-мессенджера есть доступ на другие ресурсы, которые родителю и отследить-то будет трудно. Многие из нас вообще отказываются от онлайн-коммуникаций со школой, предпочитая личное общение с педагогом. На мой взгляд, это самое верное решение. В Советском Союзе процесс был направлен на детей, а теперь такое ощущение, что над юным поколением жесткие эксперименты проводят.

Каждый вменяемый родитель прослеживает взаимосвязь происходящего с тем, что нас ожидает в будущем. И вот мы выступаем против такого «будущего»: цифровизация может быть интегрирована куда угодно, но только не в систему образования!

Мы против искусственного интеллекта, которым пытаются заместить учителей, мы против дистанционных программ обучения, мы против создания рисков передачи личных данных наших детей «третьим лицам», мы за качество образования в традиционном его понимании, в том числе без тотального перехода на электронные дневники и журналы. Стране не хватает педагогов? Быть учителем не престижно из-за низкой оплаты труда? Так почему же те многомиллиардные федеральные средства, которые тратятся в рамках реализации очень спорных инициатив, не направить на зарплаты педагогам?»

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ