С 1015 по 1235 г. Приморье входило в состав чжурчжэньской империи Цзинь, напоминающей нам о себе остатками 50 крепостей вдоль дорог и в отрогах сопок. А не так давно отголоски этой истории буквально взорвали мировое информпространство.
Как известно, девятый император Цзинь Ваньянь Шоусюй под напором монголов бежал вглубь Китая в Хэнань. В 1234 г. монголы вместе с союзниками китайцами империи Сун начали трехмесячную осаду его резиденции.
Ваньянь Шоусюй, собрав всех чиновников, решил передать свой престол главнокомандующему Ваньянь Чэнлиню. Он воссел на престол и принимал поздравления уже как император Моди. В это самое время корпус монголов и китайцев прорвали оборону.
Шоусюй, узнав о вступлении неприятеля в крепость, собрал все свои вещи и, обложив их соломой, сказал своим приближенным, чтобы тело его, по смерти, сожгли вместе с этими вещами. После этого он удалился в покои, где и повесился. Министр императора бросился в реку Жуй-шуй и утонул. «Министр умел умереть, – говорили все генералы и офицеры, – ужели ж не можем умереть мы?» Засим более пятисот офицеров также приняли смерть в реке.
Узнав о смерти императора, Чэнлинь провел обряд прощания со своим предшественником, предав тело Шоусюй огню согласно его завещанию. В это время враг прорвал внутреннюю оборону и завязались уличные бои. Ваньянь Чэнлинь лично вступил в бой, но был вынужден отступить и укрыться в запретном городе. Однако монголы и китайцы ворвались туда, и Чэнлинь был убит. Таким образом, Моди правил всего несколько часов, став самым «коротким» императором в истории Китая.
Тело Шоусюй еще не успело догореть, и победители вытащили его из костра. Монголы взяли себе руки императора, а китайцы остальные останки отправили в столицу Сун в качестве доказательства конца империи Цзинь. По решению китайского императора то, что осталось от Шоусюй, было захоронено в сарае тюрьмы столичной прокуратуры. «Сим образом погиб Дом Цзиньский!» – констатировали летописцы. Но недавно оказалось, что – нет.
В 2005 г. китайские журналисты с удивлением обнаружили в горах провинции Ганьсу деревню, уже более 800 лет как населенную потомками тех самых чжурчжэней, которые охраняли гробницу Ваньянь Хэна, родственника Ваньянь Чэнлиня (гроб с его телом перенесли сюда же). И начали раскручивать эту историю назад.
Так, более 800 лет назад прапрапрадеды жителей деревни были освобождены здесь от налогов на деятельность по выращиванию злаков, которые в основном шли на их пропитание и подношение могилам. Одновременно жители практиковались здесь в изучении боевых искусств, достигнув значительных успехов. Однако время требовало от них неприметности, и они ассимилировались, женившись на местных женщинах и записываясь как китайцы-ханьцы. В запустение приходили и гробницы.
Местным чжурчжэням, чтобы скрыть имя покойного, пришлось сбить иероглифы на надгробиях, и впоследствии в округе это захоронение было известно только как «Могила пустых иероглифов». И только в клане ваньянь из поколения в поколение передавалось имя погребенного здесь…
Еще в 1940 г. «безымянная» могила впечатляла своими размерами, но была полностью уничтожена во время культурной революции. Желая все же сохранить историческую память, ваньянь вмуровали плиту с могилы Ваньянь Хэна и еще две плиты с описанием истории охраны мавзолея в стены в глубине создаваемого деревенского колодца. Где их при желании можно видеть до сих пор. Здесь же находилась и впоследствии разрушенная могила чжурчжэньской императрицы Вэнь.
Раньше в деревне на горе имелся Зал предков, куда жители собирались и где молились и приносили жертвоприношения предкам. Никто, кроме клана ваньянь, на такие празднества не допускался. Жертвоприношения приносились перед доставаемой по этому случаю картиной «Тени предков», изображавшей 34 основоположников родов Ваньянь от Агуды до Чэнлиня, некоторые из которых в свое время посещали и Приморье. Эта картина 3х2 метра была написана на шелке во времена Цзинь, но со временем износилась и была переписана позднее. В июне 1936 г. тогдашний глава уезда узнал, что «портрет времен династий Сун и Цзинь спрятан в клане ваньянь», пошел посмотреть их лично и сфотографировал. Сегодня эта фотография хранится в Музее округа. Изначальный зал на горе позже снесли, а картина затерялась.
Все эти могилы расположены у подножия Горы в форме девяти цветков мэйхуа. Здесь же у подножия находится и гробница… Ваньянь Чэнлиня. Оказывается, что, похоронив последнего императора Цзинь в излучине реки, сопровождавшие гроб чжурчжэни все же перевалили горы, добрались до деревни Ваньянь, где и обосновались, продолжая тайно обслуживать захоронение своего императора. Столетия «каждый год в канун Нового года жители деревни собирали средства, чтобы купить жирную свинью, несколько бушелей пшеницы, приготовить мясо, булочки, купить бумагу и благовония, а также выбрать дюжину представителей, которые отправлялись на могилу Ваньянь Чэнлиня для коллективного жертвоприношения». Так продолжалось до 1942 г.
Однако путь был далекий, и потомки воинов его охраны перезахоронили последнего императора чжурчжэней в деревню Ваньянь в 2003 г.
«Небольшая деревня, молчавшая более 800 лет, в 2005 г. внезапно оживилась, открыв миру свою загадочную завесу. Это крупнейшее «племя ваньянь» в стране – деревня Ваньянь, город Ванцунь, уезд Цзинчуань, – сенсационно писала китайская пресса в 2005 г. – Еще один загадочный вопрос: почему это племя, в котором проживает более 5000 человек ваньянь, молчало более 800 лет и было обнаружено только в последние два года? По словам жителей деревни, их учили старейшины с юных лет: они не могут сказать, что их фамилия Ваньянь, когда выходят из дома, и не могут сказать, чьи они потомки, не говоря уже о том, что здесь находятся могилы их предков. Это имело целью защитить могилы своих предков, а с другой стороны – защитить свою жизнь. Возможно, именно поэтому эта деревня молчала более 800 лет и стала известна внешнему миру только в последние годы».
И вот в 2005 г. жители деревни наконец-то «вышли из тени» – открыли новый Зал предков, повесив в нем копию картины «Теней предков», сделанную с хранящейся в музее фотографии 1936 г. На открытие комплекса были приглашены потомки Ваньянь со всего света.
После торжеств открытия Зала предков несколько членов клана ваньянь отправились в Харбин, чтобы посетить места своего происхождения и отдать им потомственную память. «Потомки династии Цзинь в Харбине и народ Ваньянь в Цзинчуане имеют одну и ту же родословную и являются братьями по плоти и крови. Хотя они были разделены более 800 лет, сегодня они наконец встречаются. Это главное открытие и большая радость за наследие культуры Цзинь», – было отмечено на встрече.
Сегодня в деревне проживают 5000 человек, а общее число потомков Ваньянь в округе составляет 100 000.
В 2023 г. деревня Ваньянь в Ганьсу была включена в Список традиционных китайских деревень. Эта деревня считается единственной, где звучат старинные песни империи Цзинь. И здесь до сих пор играют в старинные чжурчжэньские игры. «В простых играх, кажется, тоже просматривается тень боевых искусств чжурчжэней!» – считают исследователи.
Приношение жертв предкам потомки чжурчжэней деревни Ваньянь проводят так же, как и их предшественники 900 лет назад, в 15-й день третьего лунного месяца – День памяти предков – с помощью Желтой веревки. Они сплетают километровый канат, обертывают его желтой материей и натягивают его между горой и Залом предков. Затем они спускают по нему бумажных лошадей, Уссурийских журавлей и грифов. Желтая веревка олицетворяет правителей Золотой империи, а бумажные фигурки – подношение им от подданных. А приморские «соколы с морозцем с берегов Восточного моря» – хайдунцин – и сегодня являются тотемом жителей деревни Ваньянь.
Последнее время в Приморье предки Ваньянь также «выходят из тени» – возрождается интерес к собственной истории собственной земли, частью которой является и история государства чжурчжэней. Под Уссурийском открыт ландшафтно-исторический парк «Изумрудная долина», в селе Екатериновка открыта «Палеодеревня». Показательные раскопки начаты в Стеклянухинском городище, где каждый желающий может теперь воочию прикоснуться к истории своей золотой земли.
Юрий УФИМЦЕВ