Группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает распространение на операции с цифровым рублем требований федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Законопроектом предусмотрена многоуровневая модель исполнения антиотмывочных требований с вовлечением и кредитных организаций – участников платформы, и оператора платформы – Банка России. При этом основные функции противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в отношении операций с цифровым рублем возлагаются на ЦБ.
Банк России будет обязан при обслуживании пользователей платформы оценивать степень риска совершения ими подозрительных операций и относить каждого пользователя платформы, кроме кредитных организаций, к одной из трех групп риска. ЦБ также должен будет проверять наличие среди пользователей платформы организаций и физических лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств, и применять эти меры.
Кроме этого, ЦБ должен будет информировать Росфинмониторинг об операциях с цифровыми рублями, подлежащих обязательному контролю. Перечень таких операций будет определяться соглашением между ЦБ и Росфинмониторингом. ЦБ также будет сообщать о подозрительных и приостановленных в соответствии с 115-ФЗ операциях.
Проект также устанавливает порядок обжалования отказа в доступе к платформе цифрового рубля или в проведении операции. Если пользователь платформы через ее участника (банк) получает отказ в открытии счета цифрового рубля или операции, то он может, с учетом полученной от оператора платформы информации, предоставить ЦБ документы, подтверждающие отсутствие оснований для отказа. ЦБ обязан рассмотреть эти сведения в срок не позднее семи рабочих дней и сообщить через участника платформы об устранении оснований для отказа или о невозможности их устранения на основе полученной информации.
Если пользователь получит повторный отказ, он может обратиться с заявлением в межведомственную комиссию. В случае принятия комиссией решения об отсутствии оснований для отказа, Банк России должен будет его исполнить. При этом решения оператора платформы могут быть обжалованы в суде только после обращения в ЦБ и межведомственную комиссию.
В числе прав, которыми наделяется Банк России, – возможность в определенных случаях отказаться от заключения договора счета цифрового рубля с пользователем платформы, отказать в совершении операции с цифровыми рублями, если у работников оператора платформы возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Цифровой рубль – третья форма российской национальной валюты, которую Банк России планирует выпускать в дополнение к существующим формам денег (наличной и безналичной). ЦБ с 15 августа 2023 г. проводит пилот с реальными цифровыми рублями. Первый этап тестирования проходит в режиме friends and family при участии около 600 физлиц из числа сотрудников 12 банков. Они тестируют открытие и закрытие цифровых кошельков, их пополнение и переводы между физическими лицами, автоматические платежи и переводы. Ожидается, что в 2024 г. к пилоту присоединится вторая группа банков из 17 участников (в том числе и приморский Примтеркомбанк) и несколько десятков тысяч юрлиц и физлиц, а перечень тестируемых операций дополнится оплатой по QR-коду и платежами между юрлицами. Кроме этого, ЦБ также обсуждает с Минфином использование цифрового рубля в бюджетном процессе. Введение цифрового рубля в широкий оборот предполагается начать постепенно с 2025 г.