С противоправной активностью иностранных граждан, особенно в области общественной безопасности и правопорядка, в России планируют бороться ужесточением норм в КоАП. Новый законопроект МВД, который KONKURENT.RU обнаружил на портале проектов нормативно-правовых актов, предусматривает сокращение процедур для высылки мигрантов, а также увеличение штрафных санкций за нарушение законов РФ.
Документ разработан в связи с участившимися случаями массовых драк и беспорядков, непосредственными участниками которых являлись мигранты. «Самые крупные столкновения произошли летом 2023 г. в г. Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутской области, Республике Татарстан, г. Владивостоке, Ленинградской области», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
На контроле МВД России находилось 59 конфликтных ситуаций между мигрантами. За нарушения общественного порядка в территориальные органы полиции было доставлено более 1,5 тыс. таких граждан, из них к административной ответственности привлечено свыше 1,2 тыс. человек.
«Противоправная деятельность иностранных граждан зачастую сопровождается насильственными действиями, создающими угрозу жизни и безопасности граждан, применением силы в отношении представителей власти, а также воспрепятствованием нормальному функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры. Кроме того, в отдельных случаях иностранные граждане открыто выражают свое неуважение к общероссийским ценностям, допускают разжигающие межнациональную рознь высказывания, в том числе в средствах массовой информации, включая различные мессенджеры и Интернет-сайты», – отмечается в документе.
Согласно статистической отчетности МВД, за 2020 – 2023 гг. в среднем иностранцами ежегодно совершается свыше 235 тыс. административных правонарушений (без учета нарушений в сфере миграции, транспорта и безопасности дорожного движения), и данный показатель не имеет устойчивой тенденции к снижению (2020 г. – 208,6 тыс., 2021 г. – 276,4 тыс., 2022 г. – 249,9 тыс., 2023 г. – 206,6 тыс.).
Значительное количество протоколов за рассматриваемый период составлено в отношении иностранных граждан за действия, связанные с неповиновением законному распоряжению правоохранительных органов (по статье 19.3 КоАП – 8,6 тыс. протоколов), посягающих на общественную безопасность и правопорядок (по статьям 20.1 и 20.2 КоАП – 209 тыс. протоколов), экстремистской направленности (по статье 20.3 КоАП – 498 протоколов).
«Подобные факты широко обсуждаются в российском обществе и способствуют росту социальной напряженности среди коренного населения России и формированию в нашей стране негативного отношения к иностранным гражданам», – считают в МВД.
Федеральными законами предусмотрено, что к иностранным гражданам, виновным в совершении противоправных деяний, посягающих на общественную и государственную безопасность, а также правопорядок, помимо их привлечения к уголовной или административной ответственности, могут быть применены меры государственного принуждения. Например, принимаются решения о нежелательности пребывания (проживания) или же о неразрешении въезда.
«Лица, в отношении которых такие решения приняты, обязаны выехать из Российской Федерации в установленном законодательством порядке, при этом невыехавшие иностранные граждане подлежат депортации», – поясняет МВД.
Вместе с тем, несмотря на наличие законодательно закрепленного механизма удаления с территории России иностранных граждан, требуется осуществить дополнительно до пяти административных процедур: после вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении принять решение о нежелательности пребывания или о неразрешении въезда, ознакомить иностранного гражданина с таким решением под подпись, проконтролировать его выезд, а в случае невыезда – вынести и исполнить решение о депортации.
В целях сокращения количества указанных процедур и, как следствие, повышения оперативности принудительного удаления из России иностранных граждан законопроектом предлагается дополнить составы административных правонарушений экстремисткой направленности и посягающие на общественную безопасность и правопорядок, субъектами которых могут являться иностранные граждане, административным наказанием в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
С учетом того, что указанные административные правонарушения характеризуются повышенной общественной опасностью, данный вид наказания предлагается определить в качестве обязательного. А с учетом того, что в силу части 3 статьи 3.3 КоАП виновному лицу за совершение одного административного правонарушения не может быть назначено два и более дополнительных наказаний, законопроектом предлагается вместо штрафа в качестве основного наказания установить административное выдворение.
Кроме того, проектом федерального закона предусматривается увеличение в несколько раз размеров штрафов для физических лиц за отдельные административные правонарушения, предусмотренные главой 18, а также частью 3 статьи 20.25 КоАП.
«Проведенный мониторинг показал, что основные размеры штрафов за административные правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП, были установлены в 2007 г. и до настоящего времени не менялись. Впоследствии в разные годы вводились новые составы административных правонарушений в сфере миграции, в санкциях которых предусматривались аналогичные размеры штрафов, за исключением правонарушений, совершенных в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях», – говорится в пояснительной записке.
При этом инфляция с 2007 г. составила более 238%, размер прожиточного минимума для трудоспособного населения за указанный период вырос на 276,7%. «С учетом того, что на протяжении последних 6 лет количество совершаемых административных правонарушений в сфере миграции составляет от 720 тыс. до 840 тыс. ежегодно и не имеет тенденции к снижению, полагаем, что установленные действующей редакцией КоАП размеры штрафов для физических лиц не отвечают современной экономической и миграционной ситуации и не оказывают должного стимулирующего эффекта для правомерного поведения», – говорят в МВД.
Согласно статистике МВД, в 2019-2023 гг. уровень взыскаемости штрафов, наложенных на иностранных граждан (по статьям 18.8, 18.10, части 2 статьи 18.17, статье 18.20 и части 1 статьи 19.27 КоАП) достиг 87%. При этом, несмотря на сокращение более чем в два раза численности въехавших в Российскую Федерацию в 2021 г. иностранных граждан по сравнению с «допандемийным» 2019 г., размер осуществленных нерезидентами трансграничных переводов составил 649,5 млрд руб., что превысило аналогичный показатель 2019 г. (560,5 млрд руб.).
По информации Росфинмониторинга, объем денежных исходящих переводов без открытия банковского счета, осуществленных иностранными гражданами с территории Российской Федерации, в 2022 г. по сравнению с 2021 г. также увеличился – в три раза (с 53,2 млрд руб. до 163,4 млрд руб.). Согласно результатам социологического исследования, проведенного при научно-методической поддержке ученых Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, в 2021 г. среднемесячный доход трудового мигранта из республик Средней Азии составил 47,1 тыс. руб.
«Все перечисленные обстоятельства свидетельствуют о высокой платежеспособности иностранных граждан», – делают вывод в МВД.