Каждый предприниматель может оказаться под пристальным вниманием банков и контролирующих органов. При этом представители бизнеса уверены, что не делают ничего противозаконного, и блокировка расчетного счета становится для них неожиданностью. Какие операции банк может счесть подозрительными, и как в этих случаях может помочь банк?
За что могут заблокировать счет?
Есть целый ряд признаков, нехарактерных для легального и долгосрочного бизнеса. В деловой практике собственники бизнеса часто совершают ошибки, но не подозревают, что их действия можно расценить как попытку отмывания доходов или финансирование запрещенных в стране организаций. Банки считают подозрительными целый ряд операций и обращают внимание на предпринимателей, которые:
- снимают наличные деньги со счета;
- сотрудничают с ненадежными подрядчиками и партнерами;
- переводят деньги физическим лицам с бизнес-карты;
- ведут деятельность за рамками выбранного ОКВЭД;
- используют личные счета в предпринимательских целях;
- перечисляют в бюджет недостаточные суммы налогов.
Чаще всего нарушения фиксируются в сферах услуг, строительства и торговли. Статистику объемов теневой экономики по отраслям регулярно публикует Центральный банк России. Однако любая организация может оказаться под пристальным вниманием финансового учреждения, если совершает вышеперечисленные действия.
Но далеко не всегда нарушения намеренные. Предприниматель просто не знает, что покупка за наличный расчет товаров или оборудования может вызывать вопросы, и не считает, что перевод средств сотруднику с корпоративной карты может спровоцировать запрос документов от банк. Со своей стороны, банки обязаны проверять все подозрительные операции и запрашивают у организаций документальное подтверждение легальности операций.
Санкции
Иногда владельцы бизнесов игнорируют письма из банка или пропускают сроки предоставления документов. Последствия такой небрежности довольно печальные — компании могут заблокировать дистанционное обслуживание или вовсе приостановить все операции по счету. В этом случае снять блокировку — дело небыстрое и утомительное. Рассмотрение документов может занять не одну неделю, и все это время предпринимателю придется лично носить платежные поручения в банк либо и вовсе не пользоваться счетом.
Если подозрения вызвали операции с партнерами, то проблемы могут ждать как отправителя, так и получателя платежа. Долгие разбирательства вызывают недовольство у обоих сторон, негативно отражаются на деловых отношениях и могут навредить имиджу организации. Во избежание неприятных последствий компаниям нужно внимательно следить за прозрачностью расчетов и своими контрагентами.
Для чего нужны сервисы по 115-ФЗ
Попавшим под ограничения компаниям помогают специальные сервисы. В основном их предоставляют банки или их дочерние компании. Но есть неудобство — большинство сервисов работает постфактум, когда клиент уже столкнулся с проблемами и в срочном порядке пытается их решить.
В общем ряду выделяется поддержка по комплаенс от Сбербанка. Банк работает на опережение и заранее предупреждает клиентов о возможных неприятностях. Решение встроено в онлайн-банкинг: интернет-банк и приложение «СберБизнес». Все транзакции проверяются в автоматическом режиме и поступают в систему аналитики. Уровень риска блокировки по 115-ФЗ отображается на иконке «Светофор». Если пиктограмма окрашена в зеленый цвет, то все в порядке, желтый свидетельствует о проблемах и сигнализирует о необходимости проверить все операции. Красный — критичный уровень угрозы. Руководитель или бухгалтер должен принять срочные меры по контролю транзакций.
Клиенты охотно пользуются сервисом, который помогает предвидеть риски, связанные с 115-ФЗ, и избегать блокировки счета. Отзывы о работе Сбербанка в этом направлении подтверждают — подавляющее большинство предпринимателей с одобрением восприняли появление сервиса, помогающего избежать ошибок при ведении бизнеса и дающего полную информацию о требованиях законодательства по противодействию отмывания доходов.
Возможности поддержки по комплаенс Сбербанка
На официальном сайте банка есть целый раздел с материалами по применению норм 115-ФЗ на практике. Сбербанк публикует реальные кейсы клиентов, советы, видео и тесты. Там же можно пройти небольшой онлайн-курс, чтобы узнать о сущности закона и видах подозрительных операций, получить рекомендации по прозрачному ведению бизнеса. Кроме того, можно узнать алгоритм действий в случае, если банк уже прислал запрос, какие документы могут потребоваться и как исправить ситуацию.
В рабочее время доступна горячая линия комплаенс Сбербанка, где дают консультации всем желающим. Специалисты бесплатно отвечают на вопросы предпринимателей, даже если счет у них открыт в другом банке. В этом случае сотрудник разберется в ситуации и даст рекомендации по дальнейшим действиям. Если на линию обращается клиент, который столкнулся с проблемами по 115-ФЗ в Сбербанке, то он получает всестороннюю помощь.
Специалисты горячей линии комплаенс Сбербанка:
- проверяют информацию по счету клиента;
- консультируют по запросу документов;
- дают советы по исправлению ситуации.
Как правило, на линию обращаются клиенты Сбербанка, получившие запрос на предоставление пояснительных документов по 115-ФЗ. Тогда помощь не ограничивается консультацией. Консультант по вопросам комплаенс Сбербанка поможет правильно составить ответ, проверить полноту приложенных документов, даст советы по корректировке ответного письма.
В сети можно найти немало отзывов о решении в Сбербанке проблем с блокировкой счета по 115-ФЗ. Так, на горячую линию Сбербанка обратился владелец небольшой строительной фирмы, Олег. Как индивидуальный предприниматель, он занимался ремонтом квартир и часто снимал наличные деньги со счета для закупки стройматериалов. Сбербанк запросил подтверждение легальности операций, и специалисты дали ему рекомендации по сбору документов. Хотя все чеки Олегу не удалось предоставить, банк принял его объяснения, и проблема была решена.
Какие еще проблемы решали в Сбербанке по 115-ФЗ, отзывы:
- дали советы по взаимодействию с другим банком IT-предпринимателю, который оплачивал работу фрилансеров переводами с бизнес-карты на счета физических лиц;
- проконсультировали по вопросам сбора документов владелицу онлайн-магазина антиквариата, пострадавшую от небрежности бухгалтера;
- помогли домашнему кондитеру, покупавшему за наличные оборудование, снять ограничения по 115-ФЗ со счета в Сбербанке.
В ближайшем будущем банк намерен развивать проактивные сервисы и рекомендательные системы, направленные на повышение прозрачности ведения бизнеса.