Минпромторг сообщил, что 9 августа проект постановления правительства об индексации утильсбора на авторынке поступит на рассмотрение кабмина.
«Обращаем внимание, что на данный момент Минпромторг России продолжает анализировать текущую динамику рынка автотранспортных средств и специализированной техники в части необходимости индексации утилизационного сбора», – сообщили в пресс-службе Минпромторга.
Предполагаемая дата вступления в силу документа – 1 октября 2024 г. До этого сбор на легковые машины индексировали с 1 августа 2023 г., на ряд категорий спецтехники – с 1 июля 2024 г.
На наиболее популярную категорию новых легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л сбор с октября этого года должен вырасти на 85%, до 556 200 руб., а затем еще на 20% – в 2025 г., до 667 400 руб. В 2030 г. утильсбор в этой категории транспортных средств составит 1,17 млн руб. Индексация для электромобилей в этом году не предусмотрена, зато в 2025 г. сбор на них вырастет сразу в 20 раз, до 667 400 руб.
Из-за резкого роста утильсбора в 2024 г. и его ежегодной индексации уже через шесть лет 95% россиян не смогут купить новый автомобиль, а объемы рынка уменьшатся в два раза, предупреждают эксперты авторынка.
«Если в 2014 г. примерно 33% граждан могли купить новый автомобиль, то по состоянию на 2023 г. таких было 14-15%. С учетом увеличения утильсбора и инфляции, по нашим расчетам, к 2030 г. это число упадет до 5%», – прогнозирует исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Игорь Чикин.
По его прогнозам, с повышением утильсбора через шесть лет автомобили подорожают вдвое. Перспектив сохранить стоимость машин на текущем уровне становится все меньше, подтверждают в пресс-службе российского представительства Chery. Цены будут поднимать все, даже «АвтоВАЗ», которому государство компенсирует утильсбор. На стоимость машин будет также влиять инфляция и рост ключевой ставки, отмечают эксперты.
Резкое повышение утильсбора не сподвигнет китайские компании локализовать производство в России, считают эксперты.
«Большинство китайских брендов неприбыльны, они финансируются субсидиями из китайского бюджета. Целевые показатели для них – это создание рабочих мест в Китае и экспорт. Максимум, на что они идут в России, – это мелкоузловая сборка, которая у Китая практически ничего не заимствует», – объясняет вице-президент НАС Антон Шапарин.