2009-02-17T15:30:00+10:00 2009-02-17T15:30:00+10:00

Год 1979-й. Предвоенное Приморье\r

Событие, по своей напряженности сопоставимое с Карибским кризисом и советско-китайским конфликтом 1969 г., произошло в Приморье в начале 1979-го СССР оказался на грани войны с КНР. Передовой линией фронта должен был стать именно Приморский край. Здесь так пахло войной, что авиа- и железнодорожных билетов на западное направление достать было практически невозможно, а партийным властям Владивостока в секретном порядке было запрещено отправлять свои семьи в европейскую часть России. Чтобы было кого защищать...

На фоне всего земного шара за звание самого «красного» спорили Китай и Россия, это же звание в рамках Южно-Азиатского региона оспаривали Китай и Вьетнам. Последний, кстати, имел население, равное половине населения СССР, самую сильную в ЮВА армию и давал одну треть используемого человечеством риса.

Претворяя в жизнь идею Хо Ши Мина о создании союза наподобие СССР из Лаоса, Камбоджи и Вьетнама, в 1978 г. Вьетнам ввел войска в Кампучию. Борясь с капиталистическими элементами в экономике, в этом же году из Вьетнама выселили около миллиона китайских торговцев. СРВ вошел в СЭВ. Все это в совокупности с территориальными спорами привело к тому, что между СРВ и КНР началась война. 17 февраля 1979 г. 600 тыс. китайских солдат перешли вьетнамскую границу.

Россия предупреждает

Уже 19 февраля было опубликовано первое заявление советского правительства. В нем говорилось: «Героический вьетнамский народ, ставший жертвой новой агрессии, способен постоять за себя и на этот раз, тем более что у него надежные друзья. Советский Союз выполнит обязательства, взятые на себя по договору о дружбе и сотрудничестве между СССР и СРВ. Тем, кто определяет политику в Пекине, следует остановиться, пока не поздно. Советский Союз решительно требует прекращения агрессии и незамедлительного вывода китайских войск с территории Социалистической Республики Вьетнам».

В этот же день в Ханой прибыла группа из советников по основным видам войск, во главе с генералом Обатуровым. Эта группа должна была помочь вьетнамским коллегам в сложной обстановке. Несмотря на возражения вьетнамского командования, Обатуров настоял на поездке на фронт. Опасения вьетнамцев были не напрасными — в районе Лангшона колонна машин советников попала в засаду. Выбраться удалось чудом.

Условия службы советских советников были более чем полевые. «Свет давали ненадолго в определенное время, — вспоминала жена одного из советников. — Все в холодильнике приходило в негодность, и поэтому продукты использовались в основном консервированные.

Антисанитария была жуткой, воду приходилось процеживать через марлю и вату, а овощи тщательно обрабатывать марганцовкой. Спали под специальными сетками-накомарниками. Стены в доме были отсыревшими, и кругом во множестве летали и ползали различные насекомые: комары, муравьи, термиты, тараканы, гекконы-ящерицы. Однажды, проснувшись, обнаружили висевший над кроватью очень плотный и колыхающийся ковер из огромных муравьев, величиною с палец».

В это время в СССР в Улан-Удэ было создано главное командование войск Дальнего Востока, объединившее войска Дальневосточного и Забайкальского округов, ТОФ, воздушную армию и ПВО. Нескончаемые эшелоны с техникой потянулись к границе. Все были уверены, что едут на войну. Каждый день к пограничной с Китаем реке Аргунь на полном ходу демонстративно выходили сотни танков и проводили учебные стрельбы.

По всей китайско-советской границе и в Монголии начались широкомасштабные военные учения. В конце февраля в нескольких метрах от монголо-китайской границы при ураганном ветре с неба высадилась часть 106-й дивизии ВДВ. Ветер достигал 40 м в секунду, так что более десяти человек погибли и были ранены. Высадка основных сил дивизии, ждавшей на аэродромах Забайкалья, была отменена.

Орудия к бою!

«Китайские войска начали боевые действия против дружественного нам Вьетнама, — объявлялось на кораблях флота. — Памятуя о конфликте на острове Даманском, мы не можем гарантировать, что оружие китайских милитаристов не повернется в сторону наших границ. Дальнейшее развитие событий во Вьетнаме может потребовать участия нашего флота в оказании помощи дружественному вьетнамскому народу. На кораблях с этого момента объявляется часовая готовность».

Началось развертывание подводных лодок. Командир лодки «Б-88» Гнатусин вспоминал: «В начале 1979 года мы расслаблялись — стояли в очередном заводском ремонте, когда началась эта малопонятная война двух азиатских социалистических государств. Но уже через неделю нас выпнули из завода в море. Мы шли на войну.

Во Владивостоке, Находке, Одессе грузились караваны военной помощи маленькому азиатскому государству. Завтра в Южно-Китайском море их могли встретить джонки и мотоботы-камикадзе, артиллерийские и торпедные катера, СКРы и эсминцы «братьев навек», с которыми вступят в бой советские катера, СКРы и эсминцы тех же самых проектов. А мы, подводники, будем встречать огнем и мечом китайские ВМС на путях их вероятного подхода к берегам Вьетнама. Мы не одни. Только с Улисса к берегам Вьетнама уходили пять корпусов. Плюс Конюшки (б.Конюшково. — Прим.»К»), Авангард, Ракушка, Совгавань, Магадан... Нас много, и мы все в тельняшках!».

Приказом Главкома ВВС началось повсеместное камуфлирование боевой авиации. Как вспоминали летчики: «Начали с МиГ-23, красили прямо в части. Цвета выбирались соответствующие азиатскому ландшафту: песочный, светло-коричневый, светло-серо-зеленый и зеленый, ближе к хаки».

В закрытое для иностранцев Приморье даже пустили американских дипломатов — пусть посмотрят. По воспоминаниям очевидцев, американцы очень смеялись, когда молодой боец подавал с платформы в вагон бак каши, не удержался, и вся каша вылилась на него. Но русским было не до смеха. В 300 км от каши каждый день три китайских самолета на предельных скоростях выходили из глубины материка и, не долетая 500 м до приморской границы у станции Хасан, резко уходили вверх и назад, имитируя атаку. Каждый из них мог нести по ядерному заряду, а на такой скорости и с такой высоты этот заряд мог долететь до Владивостока, находившегося в пределах видимости.

В воздухе, как и десять лет назад, запахло войной. Практически каждый военный был уверен в ее скором начале. В народе известную песню о кружащихся над городом желтых листьях, от которой «не спрятаться, не скрыться», переделали в «Песню китайских парашютистов», заменив желтые листья, на желтые лица.

По всем фронтам

Помощь была оказана вьетнамцам и по гражданской линии. Во Вьетнам выехал начальник порта Находка Пикус с портовиками. В Хайфоне при их поддержке переработали 79,1 тыс. т грузов, 14 тыс. т отгрузили на железную дорогу, обработали 16 судов. В Сайгоне — 25,7 тыс. т и 13 судов. Указом президента СРВ четыре порта, направившие своих посланцев, — Владивосток, Находка, Ванино, Корсаков, были награждены орденом «Дружба». «Чтобы помочь Вьетнаму, — вспоминал бывший китайский солдат Хэй Мичжоу, — Советская армия начала концентрироваться вдоль маньчжурской границы, угрожая вторжением, если Китай немедленно не уберется из Вьетнама. Шел как раз второй год моей службы в 5-м полку Шеньянской региональной группы армий. Мы базировались на Большом Хинганском хребте. Мы решили отвести большинство своих частей за горный хребет, чтобы они не были столь уязвимы. Сообщалось, что против нас размещено 25 советских мотострелковых дивизий, имеющих около 250 тыс. человек с авиационной поддержкой, и нас просили задержать их вторжение хотя бы на 24 часа, до прихода подкреплений из 23-й полевой армии с Дацинских газовых месторождений. В нашем распоряжении было всего 12 тыс. человек да еще сеть подземных туннелей и укреплений, выстроенных за последние 20 лет.

По слухам, командование не было уверено в нашей способности сдержать на 24 часа советское вторжение в случае трехмерной атаки авиации, танков и пехоты. Потому мы преподавали гражданским лицам тактику ведения партизанской войны и использования взрывчатки и бомб с часовым механизмом. К счастью, советского вторжения не произошло, так как китайцы ушли из Вьетнама после девяти дней боев».

В начале марта КНР полностью вывел свои войска из СВР. Военные действия были прекращены, но еще десять лет эхо войны аукивалось жителям Приморья. Дело в том, что войска Вьетнама оставались в Кампучии до 1991 г., а для нормализации отношений с Советским Союзом Китай выдвигал четыре требования: вывод советских войск из Афганистана, Монголии, решение вопроса с островами на реках Амур и Уссури и оказание давления со стороны СССР на Вьетнам в деле вывода войск последнего из Кампучии.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ