Поставки европейского, американского и японского оборудования для контрактного производства радиоэлектроники и электронных устройств подорожали для российских заказчиков на 40-50% из-за санкционных ограничений. Таковы результаты исследования Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), есть в распоряжении KONKURENT.RU.
Речь идет об оборудовании, которое позволяет производить монтаж компонентов на печатные платы, сборку конечных устройств, испытания и контроль качества изготовленных изделий. Основные участники российского рынка контрактного производства – GS Group, «АТБ электроника», НПП «Гамма» и другие.
Поставка этого оборудования в Россию зачастую требует его разборки в стране-посреднике и перепрошивки софта. «Такой способ импорта приводит к росту издержек и сроков и, как следствие, тянет за собой рост стоимости российского производства», – говорится в отчете АРПЭ.
В 2023 г. объем российского рынка услуг контрактного производства составил 30,13 млрд руб., что на 40,4% больше, чем в 2022 г. При этом средний уровень загрузки предприятий составил 79%. В I квартале 2024 г. объем вырос на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также в январе – марте инвестиции в производство выросли на 160%.
В то же время весь российский рынок, включая вычислительную технику, потребительскую электронику, телекомоборудование и проч., по оценке АРПЭ, в 2023 г. составил 6,1 трлн руб. Из них 65% приходится на продукцию иностранного производства и 35% – отечественного.
«Уход зарубежных вендоров и санкционные ограничения стали важнейшими факторами развития как отрасли в целом, так и рынка контрактного производства в частности, и вызвали в 2023 г. встречный процесс – одни российские компании стремились занять освободившиеся на рынке ниши за счет выпуска продукции под собственными торговыми марками, размещая заказы на российских мощностях, другие переносили производство за рубеж, если не могли выполнить заказы в России из-за недоступности комплектующих, дефицита мощностей и больших сроков производства», – указывается в докладе.
До дестабилизации рынка в 2022 г. доля комплектования производства электронными компонентами и печатными платами росла в выручке контрактных производителей, однако затем недоступность ключевых микросхем в условиях дефицита и санкций стала основным препятствием для запуска проектов. Это привело к увеличению объема давальческой комплектации, когда контрактный производитель не может принять на себя риски, связанные с закупками.
«Недоработки мер государственной поддержки оказывают негативное влияние на проникновение контрактного производства в России. Так, отраслевые налоговые льготы в настоящее время не распространяются на услуги контрактного производства вследствие того, что соответствующие коды не вошли в перечень, которым описывается деятельность производителей электронной продукции», – отмечает АРПЭ.
Это ставит контрактных производителей в дискриминационное положение относительно собственного производства продуктовых компаний, формирует установку на развитие натурального хозяйства, препятствует развитию кооперации в отрасли. Но при соответствующих корректировках нормативной базы проникновение контрактного производства за пять лет может вырасти вдвое, считают в АРПЭ. Главным образом, за счет рынков стандартизованной продукции – вычислительной техники и телеком-оборудования, где наиболее высокие требования к эффективности производства.