Алексей Фищенко, директор и основатель автомобильного портала drom.ru, 32 года.
Родился во Владивостоке, закончил факультет информатики и компьютерных технологий ДВГУ. Женат, воспитывает двух детей.
Про таких говорят: сделал себя сам. Фищенко — директор одного из самых популярных автомобильных порталов России. А когда начинал это дело, ему было 22. Интернет-доска объявлений разрослась было до нескольких бизнесов, но из-за кризиса и решений правительства дело начало сжиматься. Теперь Фищенко хочет сделать из drom.ru социальную сеть для автомобилистов.
— Вслед за повышением пошлин на импортные автомобили «Единая Россия» заявила о намерении построить на Дальнем Востоке автосборочные предприятия. Что вы по этому поводу думаете?
— На Дальнем Востоке из-за его малой населенности нет рынка сбыта. О строительстве нескольких заводов, чтобы они могли конкурировать между собой, вообще речь не идет. Закончится тем, что принудительно построят сборочное производство ВАЗа, но кому нужна их продукция? Приморцы российские машины покупать не будут. Но если завод все-таки построят, это будет нечто похожее на нынешнее представительство ВАЗа в Приморье. Оно как бы есть, но денег, думаю, не приносит. В общем, это все разговоры, народ-то надо успокоить, показать, что правительство озабочено проблемой: вот построим завод, и все будет хорошо. Хорошо не будет! Никакой экономики в этом нет — только политика.
— Компания «Соллерс», бывшая «Северстальавто», заявила, что уже рассматривает какие-то площадки для сборки здесь грузовиков.
— А кто их покупать будет? Их здесь реализовывать намерены или в Сибири? Во втором случае из-за транспортных расходов машины станут золотыми. А продавать их на Дальнем Востоке просто нереально, ведь уже сейчас рынок спецтехники просел, даже бэушную не покупают... Хотя как житель этой территории, я бы хотел, чтобы здесь были заводы, дилерские центры, автосалоны.
Конец торговли?
— Повышение автопошлин сказалось на вашем бизнесе?
— Сильно просело подразделение по продаже машин. Конечно, рано или поздно это должно было произойти. Мы пришли к логическому концу бизнеса, который целиком заточен на поставку автомашин в Сибирь. С ростом благосостояния населения бэушные авто должны были уступить место новым. Так оно и было бы... Росли продажи новых иномарок... Но Россия опять пошла не по эволюционному пути. Опять разом все обрубили и выгнали занятых в этом бизнесе на улицу. Мы, кстати, никогда и не рассчитывали, что будем всю жизнь продавать машины.
— Но ваш бизнес полностью завязан на японские машины?
— Он хоть и заточен под японцев, но внутри компании диверсифицирован. У нас три направления: продажа автомобилей, поставки запасных частей и собственно интернет-портал с доской объявлений. Каждое направление по-разному ощутило на себе эти нововведения.
С первым все понятно — тишина. Что касается запчастей, то их всегда будут покупать — машины-то ломаются. Правда, стали больше брать бэушные запчасти, поскольку новые из-за курса валюты выросли в цене. Сайт тоже нормально себя чувствует, ведь люди не перестанут продавать машины друг другу. Смещаются акценты: раньше было больше объявлений от компаний, сейчас активизировались частники.
— А вы на какой машине ездите?
— Семейный минивэн Nissan. Хотел поменять, но теперь придется повременить.
Интернет на коленке
— Как вообще родилась идея создать автомобильный сайт?
— Можно сказать, случайно, особых расчетов никто не делал. Десять лет назад доступ к интернет-технологиям имели прежде всего студенты-физики или математики. Вот группа таких бывших студентов и решила сделать доску объявлений о продаже автомобилей.
И вдруг она заработала! Люди начали размещать там объявления, общаться. Мы поняли, что на этом можно еще и заработать. Стали расширять сервисы. Потом решили выйти на федеральный уровень. Пришлось делать ребрэндинг. Сейчас посещаемость сайта примерно 180 тысяч человек в день, при этом из Приморья не более 15%. Все остальное — Москва, Сибирь, Дальний Восток и т.д.
— Кто ваши конкуренты?
— Крупные российские автомобильные порталы. Кроме того, в каждом регионе есть локальные площадки, с ними мы тоже конкурируем. Сейчас делаем упор на то, чтобы на сайте было как можно больше общения между людьми. Наша цель — сделать нечто вроде социальной сети с автомобильным уклоном.
— В этом году компании десять лет. Принято подводить итоги, например подсчитывать капитализацию.
— Был момент, когда мы заинтересовались стоимостью своего сайта. Ходили и спрашивали друг у друга: «А сколько это стоит?». Ну называли себе цену порядка нескольких миллионов долларов. И что? Даже если бы нам предложили эти деньги, мы бы подумали, а стоит ли продавать. Тут вот в чем загвоздка: этот бизнес делался не на продажу, а для себя. Кроме сугубо экономических вещей, есть еще и некий социальный аспект, который очень важен для нас. Мы делаем ресурс, который способен вести за собой.
Вспомните первые акции протеста автомобилистов. Мы предложили идею, а форумчане drom.ru развили ее. Мы занимались и организацией чемпионатов Приморья по драг-рейсингу в Штыково, просто было интересно.
Self made man
— Вам 32. Каково ощущать себя руководителем компании, которая известна не только в Приморье и России, но и за рубежом?
— Это здорово вне зависимости от возраста. Сегодня мне интересна прежде всего социальная составляющая. Я могу предложить какую-то идею, и люди ее поддержат или нет. Это удовлетворение собственного эго. Хотя я не амбициозен.
— Много ли допустили ошибок, пока сайт стал таким, какой есть?
— Больше внимания нужно было уделять раскрутке объявлений как вещи, которая приносит деньги. Общение — это круто, но оно не приносит денег. Но тогда мы о деньгах особо не думали, делали то, что было интересно. С другой стороны, сегодня все более-менее благополучно складывается как раз благодаря тому, что изначально не делали чисто коммерческий проект.
Можно было заниматься всем, чем угодно: тут купить, там продать. Но мне это не нравится. Мне по душе конвейерные схемы: когда отлаживаешь какое-то направление, и оно приносит деньги.
— Любовь к конвейеру — это результат проб и ошибок или знания, почерпнутые на семинарах инвестиционных или маркетинговых гуру?
— Мои университеты — это книги и общение с коллегами, деловые и профильные журналы. Единственный семинар, который прошла наша команда, — это психологический тренинг по построению коллектива. Все остальное — менеджмент, маркетинг — самостоятельное обучение. Пока не чувствую сильную потребность в сторонних консультантах. Я, наверное, не дошел до этого. А может, уже прошел.
— Каков ваш стиль управления?
— Демократичный. Мне не нравится авторитарность. Я не говорю, что авторитарный стиль управления не имеет права на существование, есть много фирм, которые прекрасно существуют, зарабатывают деньги. Просто отношения в коллективе в таких фирмах не всегда хорошие. А для меня важна эмоциональная составляющая.
— Когда , берете на работу нового человека, на что смотрите?
— Мне интересно, как кандидат принимает решение, как мыслит, дружит ли с логикой, как быстро схватывает информацию. Даем решить задачки. Если решает — смотрим дальше. Многие с первого раза тушуются, уходят, а через пять минут, когда волнение проходит, звонят, говорят решение, обсуждают. Значит, мозг включился, есть смысл продолжить общение. На послужной список в резюме смотрим в последнюю очередь.
— Работа в онлайн-бизнесе — это подъем в шесть утра и отбой в час ночи?
— Сегодня система уже сама себя поддерживает. Другое дело, когда общаешься с москвичами, нужно подстраиваться под них. Но есть такое чудное изобретение, как электронная почта. Мне даже партнеры звонят на телефон только в самых экстренных случаях, все решается по почте.
Не люблю телефон — это всегда переключение со своей темы на другую. Мне тем электронная почта нравится, что можно ответить на все письма, когда появляется «окно» для этого. Есть еще ICQ. Но у меня ICQ все время в режиме «занят». Постоянно приходится держать в голове массу вопросов, а переключение на звонки занимает много времени.
— Но отдыхать-то все равно нужно.
— Физической усталости я не боюсь, а моральная не наступит, потому что мне нравится то, что я делаю. Рутина в моей работе занимает очень малую долю. Но если усталость накапливается — мы же не роботы, — то еду на какой-нибудь из фестивалей наших форумчан — Красноярск, Новосибирск, Алтай, могу совместить отпуск с командировкой за границу на автосалон. Недавно был в Париже. А в Женеву (в данный момент там проходит автосалон) не поехали — кризис. Хотя планировали.