2024-10-01T08:29:46+10:00 2024-10-01T08:29:46+10:00

Индексация утильсбора: авторынок уйдет в занос

primpress.ru |  Индексация утильсбора: авторынок уйдет в занос
primpress.ru

С 1 октября 2024 г. в России вырос утилизационный сбор на автомобили и прицепы. Его индексируют каждый год, но в этот раз правительство решило увеличить сумму на 70–85%. Далее до 2030 г. ставку будут поднимать на 10–20%. Эксперты убеждены, что индексация сбора существенно отразится как на стоимости автомобилей в России, так и на потребительском спросе.

Спрос на легковые автомобили в России обновляет максимумы с начала кризиса 2022 г. В августе, по данным «Автостата», продажи новых машин выросли на 8,9% к июлю и на 35,1% по сравнению с августом 2023-го, до 148,33 тыс. штук, превысив предыдущий рекорд, установленный в марте. В первую неделю сентября было реализовано 38,11 тыс. штук новых автомобилей, что стало недельным максимумом с апреля. По итогам сентября дилеры ожидают нового рекорда и прогнозируют продажи на уровне 155 тыс. новых машин.

Очень высок спрос на беспробежные автомобили, объем их ввоза сопоставим с досанкционными временами. По информации ДВТУ, Владивостокская таможня оформила за семь месяцев 2024 г. 144 тыс. автомобилей физических лиц для личного пользования. И объемы только растут, что приводит к огромным очередям на границе.

Дмитрий Клатаевский, директор компании «Япония Транзит»: «Наши автовозы с легковыми автомобилями стоят в километровых очередях на границе – они одинаково огромные и в Благовещенске, и в Уссурийске».

Главная причина разогретого спроса – ожидание роста цен в связи с планируемым с 1 октября повышением утилизационного сбора – платежа за каждое произведенное или ввезенное в РФ транспортное средство. Российские заводы могут получить компенсацию утильсбора в зависимости от уровня локализации на основе балльной системы, прописанной в 719-м постановлении правительства. Утильсбор с импорта – прямой доход бюджета.

Сейчас в портах все «завалено» машинами, купленными по старым ставкам. И, рассчитывают эксперты, первое время продажи ввезенных авто будут идти активно. А вот дальше – повышение цен.

Антон Рябов, соучредитель компании ARCars: «Я еще ни разу не наблюдал снижения цен на автомобильном рынке России. Цены на машины и так уже очень высокие, казалось бы, куда еще расти? Но очевидно, что стоимость вновь увеличится. Те, на кого распространяется нововведение, поднимут цену на сумму утильсбора + процентов 30 от него. Остальные тоже не останутся в стороне. Так что стоит ожидать рост цен как на автомобили с пробегом, так и на новые».

Дмитрий Клатаевский: «Изменения на авторынке в последние годы произошли настолько значительные, и все в худшую сторону, что очередное повышение утильсбора уже не стало потрясением. Те, кто будет продолжать вести машины на перепродажу, поднимут цены ровно на размер этого утилизационного сбора. Стоимость «вторички» подтянется за импортом. Все взаимосвязано. Чтобы купить другую машину на рынке, нужно продать свою подороже. Вот и вся логика».

Автомобилей в наличии на рынке станет меньше в ближайшие полгода, прогнозируют игроки рынка. При этом ввоз автомобилей под заказ, то есть под льготный утильсбор, скорее всего, наоборот, вырастет. Поскольку такая покупка в текущих условиях будет более выгодной. «Также, думаю, увеличится количество автомобилей, ввозимых по полулегальным схемам», – говорит Антон Рябов.

«Большинство юрлиц вообще откажутся от такого вида предпринимательской деятельности, как перепродажа автомобилей, понимая, что не смогут конкурировать ценой с дилерами, привозящими авто под заказ конкретного физлица», – поясняет Дмитрий Клатаевский.

Логика правительства, которое приняло решение об индексации утильсбора, экспертам понятна: это приведет к увеличению доходов бюджета (примерно на 400 млрд руб. в год) и даст толчок развитию отечественного автопрома и локализации в РФ иностранных производств. «Интерес людей искусственно переключают на китайские машины, которые поставляются дилерами и официально продаются в автосалонах, а также на те, что собираются в России. Поэтому в целом думаю, что в этом году нам будет чуть сложнее, чем в прошлом», – комментирует Антон Рябов.

А далее – снижение спроса на автомобили. Чтобы понять масштабы, можно взглянуть на расчет утильсбора малолитражек (1–2 литра). Размер утильсбора после 1 октября вырастет с 306 до 556 тыс. руб. В 2030 г. он уже составит 1 млн 172 тыс. руб. И чем больше двигатель, тем больше придется платить. Например, авто 2–3 литра ждет повышение с 1 млн 279 тыс. до 2 млн 366 тыс. руб. Пока увеличение утильсбора не затрагивает электромобили и гибриды. Оно наступит с 1 января 2025 г. и станет еще более существенным. Коэффициент вырастет с 1,63 до 33,4, то есть в 20,5 раза. Вместо нынешних 33 тыс. за новый (или б/у до трех лет) электромобиль/последовательный гибрид придется уплатить 667 тыс. руб.. За экземпляр старше трех лет – 1 млн 174 тыс. вместо 122 тыс. руб.

Дмитрий Клатаевский: «Покупать автомобили будут реже. Ключевая ставка уже «в космосе», кредитование за гранью платежеспособности населения, плюс масса утилизационных сборов, пошлин, поборов и так далее – все это приведет к сильному снижению покупательской активности».

К слову, покупательная способность уже заметно падает. «У людей просто нет таких денег, а кредиты из-за высоких ставок стали недоступными», – поясняет Антон Рябов.

«Да, покупательская активность снизится, но лишь до той поры, пока люди не привыкнут к новому ценнику или не откроют для себя выгодный способ, как импорт автомобилей для себя, – уверена Татьяна Заруцкая, генеральный директор компании по импорту авто ООО «КарЛайк». – Напомню, что для людей, ввозящих в Россию машину с целью личного пользования, утильсбор не изменится, базовые ставки и коэффициенты сохраняют на прежнем уровне при условии, что автовладелец уплатил таможенные пошлины и налоги и не будет продавать автомобиль в течение года. Когда еще только начинали говорить про повышение коммерческого утилизационного сбора, многие компании вводили в заблуждение клиентов, убеждая, что это касается абсолютно всех. К нам неоднократно обращались люди и рассказывали такие истории. Но правда заключается в том, увеличение утильсбора распространяется только на автомобили, привезенные с целью перепродажи, то есть цена при импорте на конечного потребителя не изменится».

Дмитрий Клатаевский: «Регулировка на авторынке вводится с целью снижения процента спекулянтов в экономике. Ведь для того, чтобы привезти машину за миллион и продать на 200 тыс. дороже, много ума не надо. Совсем другой подход требуется, чтобы превратить деятельность в работающий большой бизнес, давать рабочие места, оплачивать налоги и делать много полезных вещей для государства. Кроме того, стране нужны средства, чтобы покрывать дефицит бюджета. Самый простой способ – собирать деньги с коммерсантов. Рынок автомобилей на последнем издыхании, и, на мой взгляд, положительных сдвигов в лучшую сторону в ближайшее время точно не будет».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ