2024-10-09T16:11:54+10:00 2024-10-09T16:11:54+10:00

Восточный эффект: 15 лет на благо страны

фото: ООО «Транснефть – Порт Козьмино» |  Восточный эффект: 15 лет на благо страны
фото: ООО «Транснефть – Порт Козьмино»

2024 год для приморского нефтеналивного порта Козьмино под Находкой – особенный. Предприятие отмечает 15-летие своей производственной деятельности. За эти годы порт и соседствующие с ним дальневосточные компании «Транснефти» сформировали новую отрасль на востоке страны – нефтепроводную. Благодаря труду строителей, энергетиков, трубопроводчиков и других специалистов сегодня терминал в Козьмино и все объекты магистрали «Восточная Сибирь – Тихий океан» работают как часы. Ставший стратегическим, проект ВСТО позволил выйти России на растущие рынки потребления в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

О главных этапах развития порта и о том, как сегодня работает терминал, в интервью KONKURENT.RU рассказал генеральный директор ООО «Транснефть – Порт Козьмино» Дмитрий Клеянкин (на фото).

Дмитрий Петрович, нефтепорт Козьмино в 2024 году отмечает пятнадцатилетний юбилей деятельности. Какие ключевые моменты за период работы терминала вы могли бы отметить?

– В 2009 году, когда порт Козьмино был только запущен в эксплуатацию, показатель отгрузки в страны АТР составлял 15 млн тонн нефти в год. Одновременно уже вовсю шла реализация проекта второй очереди ВСТО, и мы готовились к увеличению поставок до 30 млн.

Вместе с этим расширялась и портовая инфраструктура в Козьмино: было проведено дноуглубление акватории, оснащен оборудованием второй причал. Мы построили дополнительную систему учета, увеличили первоначально емкость резервуарного парка до 500 тысяч кубометров. Для запуска ВСТО-2 мы построили пункт приема нефти, куда был подведен магистральный нефтепровод.

Считаю эти масштабные проекты ключевыми, они навсегда вписаны в историю развития порта. Как показало время, эти решения стали стратегически важными и для магистрали ВСТО, и для отечественной трубопроводной отрасли в целом. А нашим инженерам, рабочим и специалистам посчастливилось стать участниками рождения этого поистине грандиозного проекта. Сегодня, спустя 15 лет, показатели отгрузки нефти через терминал увеличились почти втрое – до 42,8 млн в год, обслужено более 4,2 тыс. судов, а всего через Козьмино отгружено свыше 400 млн тонн нефти.

– Расскажите о качестве нефти, поставляемой портом? Насколько нам известно, речь идет о сорте ESPO?

– С причалов в Козьмино отгружается нефть сорта ESPO. Свое наименование сорт получил по названию трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Ресурсной базой сорта служат сибирские месторождения. Главное его преимущество – высокое качество: эта нефть малосернистая, легкая. Она считается лучшей среди аналогов и премиальна по отношению к нефти сорта Dubai. Еще один немаловажный плюс для потребителей – короткое транспортное плечо, оно обеспечивает им серьезную экономию средств.

Например, из порта Козьмино в Китайскую Народную Республику сырье доставляется примерно за двое суток. Добавлю, что Китай по-прежнему является ключевым получателем российской нефти и занимает первое место среди импортеров.

Как в Козьмино идет процесс импортозамещения?

– Процесс импортозамещения в системе «Транснефть» продолжается уже более десяти лет. У нас в Козьмино также идет планомерная замена иностранных комплектующих на отечественные аналоги, часть оборудования и комплектующих уже заменена: объекты нефтепорта обеспечены насосами, электродвигателями, системами автоматики.

Что еще важно: научились своими силами ремонтировать некоторые виды оборудования, например, запорную арматуру и вакуумные насосы иностранного производства. Взаимодействуем и с собственными предприятиями «Транснефти», которые занимаются выпуском продукции для нефтепроводного транспорта, и с другими российскими поставщиками. Важно, что переход в пользу отечественных решений позволил не только уйти от импортозависимости, но и существенно снизить затраты на эксплуатацию оборудования.

Помимо основной деятельности, нефтеналивной терминал также выполняет мероприятия по охране окружающей среды, расскажите о достижениях в этом направлении. Какие технологии используете?

– Еще при строительстве порта проектировщики предусмотрели эти риски, поэтому в порту изначально были внедрены разные инженерные решения. К примеру, причальные сооружения, как и все береговые объекты, спроектированы так, что танкеры швартуются максимально безопасно и быстро.

Терминал работает и в сложных погодных условиях. У нас используется лазерная система швартовки – дальномеры в режиме реального времени измеряют расстояние от причала до борта судна. Таким образом обеспечены безопасный подход и стыковка танкера с причалом. А это значительно снижает риск повреждения и столкновения судна с пристанью.

Важно рассказать о нашей уникальной установке рекуперации паров нефти – УРП, с помощью которой контролируются выбросы в атмосферный воздух при загрузке танкеров в порту. Она улавливает пары углеводородов, образуемые при наливе на суда, и в виде сконденсированной нефти возвращает их обратно в технологический трубопровод. А в атмосферу выбрасывается очищенный воздух. Порт Козьмино стал первым российским терминалом, где данная установка была введена в эксплуатацию. Сейчас УРП модернизирована, что еще больше повысило уровень экологической безопасности на наших объектах и прилегающей территории.

Стоит сказать и о резервуарах нефтебазы: они оснащены плавающей крышей, которая перемещается внутри емкости в зависимости от уровня нефти. Такая технология позволяет снизить выбросы паров углеводородов в окружающую среду.

- Нефтепорт – это один из крупнейших работодателей в Приморье. Сколько рабочих мест дает терминал региону?

– На площадках в Козьмино трудится более 1 тыс. человек. И если в год запуска порта основную часть персонала составляли приезжие специалисты, то сегодня 90% коллектива – это жители Находки и разных районов Приморья. Средний возраст сотрудников – 43 года, более 50% из них – с высшим образованием.

Здесь важно уточнить, что на объектах в Козьмино трудятся работники и других «дочек» компании – это «Транснефть - Автоматизация и метрология», «Связьтранснефть», «Транснефть – Сервис». Эти предприятия также дают Приморью рабочие места.

Сегодня на рынке труда прослеживается дефицит кадров, как решает проблему предприятие? Каких специалистов не хватает?

– Наш порт за 15 лет вырастил целую плеяду лаборантов, слесарей, диспетчеров, сварщиков, экологов, других специалистов. Люди приобрели бесценный профессиональный опыт на наших объектах. Сейчас они уже отправляют своих детей учиться на профессии, которые востребованы у нас в Козьмино.

Взаимодействие со школами, вузами, колледжами – также наша ежедневная, планомерная работа на перспективу. Мы знакомим детей с нефтетранспортной сферой уже со школьной скамьи. Приглашаем на экскурсии, оснащаем классы точных наук, помогаем с приобретением инвентаря.

С вузами работаем по целевому обучению: готовим для своего предприятия кадры с высшим профессиональным образованием. Многие студенты приезжают к нам на практику, изучают оборудование, вникают в процессы производства. А после окончания учебы возвращаются, трудоустраиваются, связывают свою жизнь с портом.  

– Насколько привлекательно трудоустройство в порту Козьмино? Какие привилегии получают сотрудники?

– Главное, что коллектив социально защищен в соответствии с требованиями российского законодательства. Более того, мы постоянно следим за ситуацией на рынке труда в крае. Потому и уровень заработной платы у нас один из достойных в регионе. Есть эффективная система премирования для работников.

Еще что немаловажно – мы предоставляем работникам, нуждающимся в жилье, служебные квартиры. Когда порт только запустили, совсем недалеко для работников возвели малоэтажный городок на 150 семей. У многих здесь родились дети, пошли в школу и детский сад. Этот городок, как его с любовью называют, стал родным для наших портовиков.   

Вместе с тем в 2020 году успешно запустили программу по выдаче беспроцентных займов на жилье сотрудникам нефтепорта. За 4 года счастливыми обладателями квартир уже стали 15 работников предприятия.

Еще отмечу, что работаем с программой ДМС, благодаря чему портовики получают высококачественное медицинское обслуживание. К примеру, в краевом центре – Владивостоке. Особенно популярны у сотрудников путевки в детские оздоровительные лагеря и санатории Краснодарского края, Приморья, Алтая.

Порт Козьмино и ответственный работодатель, и налогоплательщик. За все время работы предприятие выплатило в бюджеты Приморья порядка 13,9 млрд руб.

– Расскажите, какой вклад вносит порт Козьмино в поддержку объектов социальной сферы Находки?

– Считаю, что мы сумели доказать, что не просто пришли пользоваться отведенной под проект территорией, но и активно участвовать в ее жизни и развитии. Теперь нас знают как социально ориентированное предприятие, и люди надеются на нашу помощь.

Напомню, что в 2011 и 2012 годах практически с нуля и всего за полгода мы построили две современные автодороги на территориях Находки: первая (2,8 км) идет вблизи п. Козьмино, и вторая (протяженностью 10,2 км) проложена в районе села Хмыловка. И, что важно, много лет участвуем в содержании этих дорог.

По сути, благодаря строительству и наших производственных объектов, и подъездных дорог к ним, мы вдохнули новую жизнь в эти отдаленные от Находки районы. Это положительно отразилось на жизни микрорайона Врангель и поселка Козьмино: здесь наладилось транспортное сообщение, строится жилье, появились новые магазины, люди здесь приобретают квартиры, дома, а летом приезжают отдыхают на побережье.

– Дмитрий Петрович, какие благотворительные программы реализовал порт Козьмино в Приморье?

– Что касается благотворительных инициатив – всегда помогаем местным больницам, школам и детским садам. Оснащаем музеи, дома культуры. Содействуем в обустройстве городской среды, сельских территорий. Приведу цифры: за 15 лет порт Козьмино направил на благотворительность почти 300 миллионов рублей. К примеру, во Врангеле мы привели в порядок детский сад № 49 – сделали полный капитальный ремонт здания. И мы гордимся этим проектом, и педагогический коллектив с родителями рады изменениям, которые так преобразили детский сад. В школах Находки и Врангеля – № 12, 18, 20 – в разные годы отремонтировали и оснастили классы физики, химии, математики.

Считаем своей подшефной школу № 18 и Детскую поликлинику во Врангеле, которым помогаем уже почти 15 лет. Эта помощь заключается, в том числе и в поощрительных выплатах персоналу, и в предоставлении учителям и медикам служебного жилья от предприятия.

В числе приоритетных направлений – здравоохранение. Сейчас, к примеру, строим модульный фельдшерский здравпункт в отдаленном районе Врангеля – на улице Первостроителей. В 20 километрах от этого района – еще несколько населенных пунктов. Местным жителям важно, чтобы первичную медицинскую помощь они могли получать рядом с домом. Министерство здравоохранения Приморского края и руководство города Находки вышли с этой инициативой на нас, и компания «Транснефть» поддержала эту идею. Сейчас мы ведем строительно-монтажные работы, а к концу этого года планируем полностью завершить строительство объекта.

Добавлю, что вклад нашего предприятия в развитие Приморья высоко оценен на краевом и всероссийском уровне. Неоднократно и в разные годы порт Козьмино становился победителем и призером престижного конкурса РОВСЭ – «Российская организация высокой социальной эффективности».

– Чтобы вы сказали коллективу предприятия на 15-летнем рубеже его работы?

– Поздравляю всех, кто строил порт Козьмино, и тех, кто сейчас работает на его объектах, разделяет успехи, достижения, испытания. За цифрами и показателями, фактами и событиями – тысячи людей, связавших свою судьбу с предприятием. Желаю каждому работнику нефтепорта новых трудовых успехов, а предприятию стабильной работы и новых достижений на благо компании и страны.

 

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ