2024-11-15T16:40:40+10:00 2024-11-15T16:40:40+10:00

Как автоматизация заводов и предприятий влияет на экономику Дальнего Востока

 Как автоматизация заводов и предприятий влияет на экономику Дальнего Востока

Дальний Восток – стратегически важный регион России. Ведение бизнеса здесь сопряжено с дополнительными трудностями и рисками. Как автоматизация способна помочь компаниям и экономике ДФО, и почему отказ от нее может быть роковым решением  – рассказывает Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали».

Барьеры развития и возможности технологий

Российский Дальний Восток – уникальный регион, обладающий комплексом  географических, климатических и социально-экономических особенностей. Вследствие этого бизнес здесь сталкивается с целым рядом специфических сложностей, которые в меньшей степени затрагивают предпринимателей из других регионов.

Прежде всего, Дальний Восток представляет собой так называемый регион очагового освоения. Здесь на огромных пространствах города и поселки разделены большими расстояниями, а плотность населения очень низкая.  Это значительно осложняет логистику, приводя к большим транспортным издержкам. Проблема дополнительно усугубляется суровым климатом. Морозные зимы и сложные погодные условия зачастую приводят к задержкам и сбоям в поставках, что создает риски как для поставщика, так и для получателя.

Добавим сюда недостаточный уровень развития инфраструктуры в регионе, нехватку современных дорог и складских помещений – и станет понятно, откуда возникают трудности у дальневосточных заводов и предприятий, которые не используют возможности современных технологий в сфере логистики.

Одним из главных экономических барьеров для роста дальневосточной экономики является дефицит квалифицированных кадров. Кадровый голод связан как с демографическими проблемами (за 2018–2022 годы естественная убыль населения ДФО составила 98,2 тыс. человек), так и со структурой местной экономики. Из-за доминирования в ДФО добывающей промышленности, многие жители региона оказываются невостребованными и вынуждены в поисках хорошо оплачиваемой работы двигаться на запад страны. Как констатируют эксперты, «получается замкнутый круг: люди уезжают из-за плохой экономики и нехватки рабочих мест – экономика не развивается, потому что не хватает работников».

Как и в случае с логистикой, снизить зависимость предприятий от человеческого ресурса  поможет внедрение современных технологий. Сегодня машины способны взять на себя большое количество рутинных процессов, освобождая руки для более сложных задач. Одновременно с оптимизацией кадровых ресурсов возрастает производительность труда, при этом снижаются риски, связанные с человеческим фактором. Все это способно вывести экономику предприятия на более высокий уровень.

Однако техноконсерваторы, не доверяющие новациям, в дальневосточном бизнесе все еще препятствует тому, чтобы запустить в регионе новую волну экономического развития.

Регион особого значения

На Логистическом форуме, состоявшемся в октябре этого года во Владивостоке, заходила речь даже о том, что отказ от цифровизации может привести многие приморские заводы и предприятия к закрытию. Последствия этого процесса способны, по принципу домино, оказать негативное воздействие на экономику всего региона, который является стратегическим для страны и на который государство делает большую ставку.

Политическое значение Дальнего Востока особенно возросло сегодня, в условиях разворота России к странам Юго-Восточной Азии. Географическое положение положение ДФО, протяженная (более 550 км) сухопутная граница с Китаем и портовая инфраструктура на Японском море определяет перспективу региона в торговых связях с ключевыми партнерами и союзниками России.

Но, даже безотносительно текущей конъюнктуры, государство активно развивает ДФО на протяжении последних десяти лет лет, формируя законодательную базу и предлагая бизнесу налоговые и таможенные льготы. За этот период, благодаря преференциальным режимам ТОР, СПВ, АЗРФ и другим аналогичным мерам, в регион было привлечено 3,7 триллиона рублей инвестиций, запущено 745 новых предприятий, создано 134 тыс. рабочих мест.

О том, какую роль возлагает на Дальний Восток государство, красноречиво говорят слова полномочного представителя Президента РФ в ДФО Ю. Трутнева. Выступая на пленарной сессии «Дальний Восток и Арктика – будущее России!», он подчеркнул: «Развитие Дальнего Востока – это стратегический приоритет в соответствии с решением Президента России Владимира Владимировича Путина».

Таким образом, цифровой апгрейд дальневосточной экономики необходим не только для выживания и развития отдельных предприятий. Автоматизация и цифровизация, обеспечивая возможности для роста экономики в сложных условиях, способствуют выполнению стратегических целей, поставленных руководством страны. 

Лидеры рынка — лидеры автоматизации

Государство стоит во главе технологического прогресса в ДФО и демонстрирует выгоды от цифровизации. С декабря 2022 года действует проект «Цифровое Приморье», уже показавший большую эффективность в обеспечении безопасности. Благодаря цифровым системам наблюдения и контроля в крае удалось на 30% снизить количество ДТП, на 10% – общий уровень преступности, а также полностью искоренить незаконную рубку леса. А в заявленных целях проекта к концу 2024 года, помимо этого, стоят экономия расходов на электроэнергию бюджетных организаций на 30%, увеличение внутреннего туристического потока и повышение среднего туристического чека на 5-15%.

Эстафетную палочку цифровизации от государства первыми принимают крупнейшие игроки рынка. Компания «Русагро» – один из главных инвесторов региона в секторе АПК. В 2021 году компания запустила в Приморском крае производственную цепочку свиноводческого кластера полного цикла, в который было вложено более 30 млрд рублей. На сегодня активно развивается в регионе и растениеводческое направление – из 700 тысяч га земельного банка группы, 100 тысяч га сосредоточены в Приморье. В этой сфере «Русагро» активно внедряет современные технологические инструменты. К концу 2023 года функционирует более 10 комплексных цифровых решений в области растениеводства. Цифровизация повышает эффективность на каждом этапе жизненного цикла, от планирования и подготовки полей до сбора урожая, транспортировки, хранения и продаж.

Поддерживают ставку на технологии и местные «флагманы» АПК, как например  компания «Ратимир» – один из лидеров ДФО в сфере мясной продукции. Руководство компании раньше большинства конкурентов осознало, что «автоматизация – это неотъемлемая часть повышения эффективности труда», и за счет этого компания заняла ведущие позиции на рынке. Внедрение автоматической линии производства охлажденных полуфабрикатов дало предприятию шестикратное сокращение издержек, себестоимости и трудозатрат. За счет оптимизации процессов производительность труда компании с 2021 года повысилась на 25-30%.

Реализуются в ДФО и весьма оригинальные проекты, в частности, в сфере Интернета вещей. Компания «Дальстам-Марин» специализируется на одном из самых перспективных для региона бизнес-направлений – искусственном воспроизводстве рыбы и гидробионтов. Совместно с Tele2 компания внедрила решение по цифровизации мариферм, включающее в себя комплекс «умных» датчиков для контроля за ключевыми показателями. В режиме онлайн контролируются и  передаются на мобильные устройства параметры воды, обеспечивающие рост гидробионтов и рыбы: температура, кислород, соленость, pH и т. д. Благодаря онлайн-мониторингу данных компания смогла сохранить урожай и увеличить производительность.

Конечно же, главным потребителем инноваций на Дальнем Востоке является отрасль транспорта и логистики. Это касается как сухопутных, так и морских перевозок. Компания FESCO, владеющая «Владивостокским морским торговым портом», уже провела комплексное цифровое реформирование, охватившее 25 компаний структуры. Преобразования затронули различные направления: документооборот, сервисную службу, казначейство и бухгалтерию. А в 2023 году  FESCO заключила соглашение с Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» о сотрудничестве в сфере цифровизации морских перевозок. Президент компании, подписавший документ, подчеркнул важный тезис, с которым трудно не согласиться: «Конкурентность и устойчивость российской транспортной отрасли, в том числе морских перевозок, сегодня как никогда зависит от планомерного внедрения цифровых решений, высокотехнологичных сервисов и программных продуктов».

Неизбежность технологий

В условиях ведения бизнеса на Дальнем Востоке автоматизация является не модным трендом и не прихотью, а объективной необходимостью. Этот факт все шире осознается региональными компаниями.  По данным «Яндекс Магистрали», на сегодняшний день интерес к оцифровке бизнеса выражают 62% заводов и предприятий Приморья.

Внушает оптимизм высокий уровень доверия со стороны участников рынка по отношению к российским технологиям – его выражают 74% участников проведенного исследования. Действительно, уровень готовности российских IT-инструментов к замещению западных сервисов и обеспечению потребностей отечественных предприятий весьма высок. На Дальнем Востоке существуют не единичные успешные примеры «досанкционного» внедрения автоматизированных систем с участием российских поставщиков.

С учетом текущей конъюнктуры, число подобных примеров будет увеличиваться в геометрической прогрессии. На Дальнем Востоке, как мало где еще, сходятся потребности местного бизнеса и возможности отечественных вендоров. Автоматизация способна дать предприятиям ДФО преимущества: оптимизацию ресурсов, сокращение издержек, управление рисками, прозрачность процессов. И, конечно, закрыть главную региональную бизнес-боль – кадровый голод. Попытаться уйти от неизбежного технологического перехода – означает выпасть из конкурентной борьбы и в обозримой перспективе исчезнуть с рынка.

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ