Асфальтоукладчики в Приморье теперь точно могут выполнять свою работу и при неблагоприятных погодных условиях: при незначительных осадках и в минусовую температуру. При выполнении таких работ необходимо следовать определенным рекомендациям, которые уже дало управление автомобильных дорог края.
Так, в начале ноября директор КГКУ «Примуправтодор» Дмитрий Мартынюк заявил, что в 2020 г. утвержден государственный стандарт, согласно которому допускается укладывать асфальтобетонную смесь в слабый снег, мелкий дождь и при отрицательной температуре до –10 градусов. Для этого подрядным организациям необходимо соблюсти ряд условий.
Например, подрядчик, планирующий работать при отрицательных температурах, обязан разработать и утвердить технологический регламент и рецепт на асфальтобетонную смесь с применением специальных энергосберегающих добавок, обеспечивающих удобоукладываемость и уплотнение смеси при пониженных температурах, сохраняя ее физико-механические свойства.
Помимо этого подрядчик предоставляет протокол лабораторных испытаний на соответствие полученной смеси нормативно-технической документации и предоставляет сертификат соответствия на применяемую добавку.
Еще одним важным требованием является соблюдение технологии приготовления смеси на асфальтобетонном заводе и процесс ее доставки до места работ. Подрядчик обязан при транспортировке использовать автосамосвалы, кузова которых оснащены подогревом и в обязательном порядке накрыты пологами.
Нужно отметить, что дорожные рабочие проводили практику укладки асфальта при плохих погодных условиях еще задолго до того, как свое слово взял Дмитрий Мартынюк. Причем чаще всего это противоречило даже данным нововведениям: к примеру, пытались укладывать асфальт прямо на снег или в огромную лужу. Но печально другое – летом-то уложить качественно асфальт многие не в состоянии, а теперь нас всех пытаются «зомбировать», что и в минусовые температуры можно все делать. Так ли это?
Владимир Клюев, руководитель проекта ООО «СтройДорСервис»: «Ремонт дорожного покрытия может начинаться ранней весной и продолжаться поздней осенью. Многие люди, наблюдая такие ситуации, делают неверные выводы о «халатности» подрядчиков и нарушении всех возможных регламентов строительства. На самом деле как раз эти регламенты и позволяют работать даже с наступлением минусовых температур. Качество работ определяет надежное сцепление асфальта с поверхностью дорожного полотна.
В прохладное время года выпуск горячих асфальтобетонных смесей ведут с применением специальных добавок. Заводы выпускают горячую асфальтобетонную смесь с добавлением поверхностно-активных (ПАД) и модифицирующих добавок (модификаторов). Они позволяют увеличить дальность транспортирования смеси без ущерба ее качеству, снизить температуру уплотнения, обеспечивают однородность асфальтобетонных слоев. Напомню, понятие «неблагоприятные погодные условия» закреплено ГОСТом. Асфальт запрещено укладывать, если на улице мороз с ветром скоростью более 6 м/с, а также при осадках интенсивностью более 5 мм в сутки.
В то же время нормативы официально разрешают асфальтировать проезжую часть при температурах не ниже +5 °C.
Если выражаться точнее, то по новому ГОСТУ допустимыми условиями будет считаться температура от +5 °C до –10 °C весной и летом, от +10 °C до –10 °C осенью и зимой. Таким образом, неблагоприятная погода причиной прекращения работ не является. Однако документ содержит важные требования, согласно которым смесь в самосвале не должна остывать быстрее, чем на 0,38 градуса в минуту, а также нижний слой дороги перед укладкой верхнего нужно очистить от снега и грязи, а при необходимости обработать реагентами и просушить специальными машинами.
В этой связи многое зависит от дальности транспортировки. В нашем конкретном случае речь идет о мобильном заводе, который располагается непосредственно при объектах, буквально в 300 метрах, то есть в 15 минутах езды от места укладки асфальта. Но должен сказать, что благодаря новым технологиям асфальт можно транспортировать и на далекие расстояния, не опасаясь, что он потеряет свое качество. К месту укладки асфальтобетонную смесь доставляют в специально оборудованных самосвалах. Во избежание ее остывания машины и механизмы утепляют путем подогрева кузова и полога. Эти асфальтобетонные годятся для укладки при отрицательной температуре воздуха. Главное, повторюсь, правильно подготовить основание – очистить от снега и льда, пыли и грязи.
Что касается претензий, которые зачастую предъявляются подрядчикам по качеству производимых работ. Мол, заасфальтировали плохо, дорога быстро пришла в негодность. Или положили асфальт местами, произвели так называемый ямочный ремонт вместо того, чтобы заасфальтировать дорожное полотно целиком. Поясняю. Есть понятие «капитальный ремонт дороги», а есть «временная мера». Дело в том, что если сама конструкция дороги устарела, то, какой бы асфальт ни положили, дорожное полотно начнет разрушаться. При этом подрядчик дает гарантии на свою работу и в течение всего гарантийного срока обязан за свой счет устранять возникающие дефекты.
Напомню, что многие дороги в крае строились очень давно и по совсем другим нормативам. Сегодня большинство из них имеют высокую степень изношенности. С учетом повышенной транспортной нагрузки, ведь автомобилей стало намного больше, таким дорогам требуется комплексная реконструкция. Алгоритм действий следующий: берется какая-то дорога, проводится анализ ее дефектов, производятся расчеты, и уже затем решается, какой ремонт здесь показан: реконструкция, капитальный ремонт или необходимо строительство новой дороги. В любом случае оценка, составление сметы, проектирование, отправка документов в соответствующие ведомства – все это требует времени. Поэтому чаще всего бюджет выделяет оперативное финансирование на ремонт дороги в части «временной меры», чтобы люди имели возможность комфортного передвижения, пока решаются сложные бюрократические вопросы.
Другой момент, если посреди дороги полотно снято, то есть образовалась яма, и подрядчик не предпринимает никаких действий. Здесь, скорее всего, идет речь о регламентных нарушениях. Любой искусственный дефект должен быть устранен в течение суток. Более того, этот «дефект» должен быть обозначен конусами или предупреждающими знаками. В противном случае речь идет о халатности подрядчика. Если в результате таких действий подрядчика пострадал участник транспортного движения (влетел в эту яму, повредил автомобиль), то ему необходимо обратиться с жалобой к заказчику, то есть к собственнику дороги. Он обязан будет компенсировать ущерб пострадавшему за счет исполнителя – подрядной организации».