Разница в сроках кредитования новых и б/у автомобилей на историческом максимуме, следует из данных Центробанка.
Средний срок кредита на автомобиль с пробегом увеличился до 78 месяцев. На историческом максимуме и разница между стоимостью кредитов на новые и б/у машины – 22 и 27% соответственно.
Кредиты на вторичном рынке дороже и «длиннее». По итогам 10 месяцев выдано 1,17 млн автокредитов на 1,71 трлн руб. Число выдач выросло на 71% к прошлому году, но средняя величина автокредита в октябре сократилась на 8% – с 1,56 млн до 1,44 млн руб.
У ЦБ РФ получилось охладить розничное кредитование. Установлены ограничения полной стоимости кредитов: 28% годовых на новые автомобили и 29% на автомобили с пробегом, по госпрограммам ставка не может составлять более 26% годовых.
Банкам деньги обходятся в 22–23%. В эту дельту должны укладываться растущие кредитные риски, огромные комиссии дилерам (6–8% от суммы кредита) и операционные расходы. От маржи банкам мало что остается. Кредитовать покупку автомобилей становится невыгодно, а работать с высокорисковыми клиентами – и вовсе убыточно.
Надбавки к коэффициентам риска для автокредитов, предоставляемых клиентам с повышенной долговой нагрузкой, делают невыгодной работу с закредитованными и бедными заемщиками.
Ужесточение нормативов ЦБ ударило и по дилерам: существенная часть их оборотных средств – кредитные. Содержать большой сток обходится дорого, цена кредита закладывается в цену автомобилей.