В период пандемии коронавируса люди научились выполнять свои должностные обязанности дистанционно, а владельцы компаний пытались адаптировать рабочие процессы под непривычную им «удаленку». Оптимизация прошла настолько успешно, что после снятия ограничений 54% российского бизнеса предпочли остаться на удаленном режиме работы. Такие цифры указаны в исследовании Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Так нужны ли дорогостоящие офисы, если большинство сотрудников вполне эффективно могут работать из дома?
Перемена отношения
До коронавируса формат удаленной работы априори считался несерьезным. По информации РАЭК, до весны 2020 г. в удаленном режиме работало менее 1% российских компаний.
Наталья Левошина, бизнес-психолог и консультант: «Период коронавируса изменил само отношение к удаленному формату работы. Ведь раньше считалось, что дистанционная работа – низкоэффективная. Вынужденный перевод сотрудников на «удаленку» доказал ошибочность данной парадигмы».
С момента пандемии удаленная работа из тренда превратилась в норму для многих. Компании осознали, что важны не часы, проведенные в офисе, а результаты работы. Это привело к формированию культуры доверия и гибкости.
Денис Балюра, основатель СЕО Tomoru и Tomoru.Team: «Наша команда работает на 100% удаленно, сотрудники находятся в 52 населенных пунктах в 15 странах мира, и нет ни одного офиса. Нашим сотрудникам территориальная удаленность не мешает выполнять поставленные задачи и отлично работать: маркетолог живет в Бразилии, исполнительный директор – из Питера переместился в Индию, я могу управлять компанией из Москвы, Владивостока, Дубая – локация не имеет приоритетного значения, главное – наличие ноутбука, связи, интернета».
Технологии позволяют разработать структурные и статистические показатели, по которым руководитель будет оценивать продуктивность труда сотрудника. «Наличие офиса на самом деле дает, по большей части, иллюзию контроля, потому что без специальных систем понять, что именно и как делают твои люди, невозможно. Сотрудник может физически находиться на рабочем месте, а по факту КПД от него будет нулевым», – заявляет Денис Балюра.
Инесса Мудрова, маркетолог, блогер: «Работа с клиентами по всему миру стала возможной благодаря цифровым инструментам, которые позволяют проводить стратегические сессии, обмениваться идеями и отслеживать прогресс».
С одной стороны, одновременно дистанцироваться и объединять сотрудников – сложно, если ты сам не понимаешь алгоритмов, с другой – этому можно научиться.
Денис Балюра: «Мы используем трекеры времени, которые считают время, потраченное на выполнение тех или иных задач, а также помогают четко определять КПД каждого человека. Если становится понятно, что человек не справляется, выбивается из графика, мы можем помочь разобраться в сложностях и скорректировать его работу. А сама история, когда сотрудник понимает, что его рабочее время считается, весьма дисциплинирует».
Фарида Галиева, основатель IT компании Willy Project: «Выстроить рабочие процессы с удаленным офисом помогают СРМ-системы и платформы для управления проектными задачами. Благодаря этим сервисам каждый бизнес-процесс прописан пошагово, и все сотрудники знают свои роли и зону ответственности каждого участника команды».
Денис Балюра уверен, что, помимо всего прочего, в удаленном формате работы есть важное преимущество: оперативный доступ к талантливым сотрудникам: «Найти специалиста во Владивостоке и «загнать» его в офис сложнее, нежели привлечь сотрудника на удаленную работу, охватив поиском фактически мировой рынок труда. Любая локация по сравнению с таким ресурсом покажется маленькой, даже Москва».
Но вот если с техническими специалистами в удаленной работе не возникает проблем, то с отделом продаж и менеджерами по работе с клиентом сложновато выстроить эффективную работу. Так или иначе требуется личное присутствие руководства для поддержания общего позитивного настроя команды на эффективную работу.
«Можно даже проследить влияние отсутствия живых встреч с сотрудниками на общий спад выручки. Поэтому на вакансии, где требуется взаимодействие с клиентами, мы предпочитаем рассматривать кандидатов из нашего города», – поясняет Галиева.
Разные психотипы
Дистанционная работа подходит не каждому. Многое зависит от психотипа человека: одни априори готовы работать удаленно, такие люди склонны по своей природе к самоорганизации, дисциплине, выполнению поставленных задач, и коллектив как таковой им не нужен. Другим, наоборот, для повышения трудоспособности необходима коммуникация, социум.
«Работа дистанционно снижает самодисциплину, потому что человек на психологическом уровне устроен воспринимать свой дом как место не рабочее, а рабочее место – не как зону отдыха и домашних дел», – уверен Александр Сахно, коммерческий директор компании «Трансстройресурс».
Минусом «удаленки» является недостаток личного общения. В креативных проектах иногда важно видеть эмоциональную реакцию клиента или команды, чтобы быстро скорректировать стратегию. Кроме того, бывает сложно поддерживать баланс между работой и личной жизнью, когда границы размыты.
Впрочем, все можно компенсировать, парирует Наталья Левошина. «Дефицит «живого» общения позволяют покрыть системные планерки, совместные встречи с определенными целями – например, два раза в год собираться всем коллективом в рамках какого-то запланированного мероприятия», – считает Левошина.
Главный вопрос новой реальности – будут ли офисные помещения востребованы? «Если обратиться к ресурсам по поиску коммерческих помещений, мы увидим, что свободных ликвидных площадей не так уж и много», – сообщает Кирилл Юзов, руководитель коворкинга.
«Несмотря на сферу деятельности, которая предполагает возможность работы из любой точки мира, офис компании нужен, так как формат работы «онлайн» приветствуют далеко не все клиенты. Часть наших сотрудников работают на «удаленке», но многие нанимаются как штатные сотрудники в офис. Причем мы стараемся всех сотрудников, которые в дальнейшем переходят на удаленный формат работы, сначала «проверить офисом», – добавляет Антон Полонов, маркетолог, учредитель агентства интернет-рекламы MegaContext.
Инесса Мудрова: «Офисы не уйдут в прошлое, но их роль изменится. Это будут больше креативные пространства для встреч, мозговых штурмов и коллабораций».
Об этом же говорит и Фарида Галиева: «Если говорить о перспективах офисных помещений, то есть сферы деятельности, где без офиса не обойтись. Это касается ниш, где должно происходить живое взаимодействие с конечным покупателем. Также наличие офиса в отдельных случаях влияет на имидж компании и является преимуществом среди конкурентов».
Но все согласны – офисники со временем должны будут трансформироваться. Наталья Левошина: «Идя в ногу с трендом, собственники коммерческих помещений начнут применять технологии многофункциональности с возможностями легко менять пространство и даже форматы помещений».
Вопрос только в том, когда это дойдет до Владивостока. И понимают ли это бенефициары уже строящихся объектов. Или ждем нового явления – административных долгостроев?