Новая методика оценки нулевого НДС на судоремонт – гвоздь в крышку гроба отрасли, считают во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и экспортеров (ВАРПЭ).
Минпромторг опубликовал на портале нормативно-правовых актов проект методики оценки эффективности нулевого НДС на услуги по судоремонту. Методика необходима, чтобы оценить эффективность льготы.
Закон о нулевом НДС президент Владимир Путин подписал летом 2023 г. Воспользоваться льготой могут судостроительные предприятия, заключившие трехстороннее соглашение с Минпромторгом и Минфином, по которому будут инвестировать в собственное развитие не менее 20% годовой выручки. При ежегодном выполнении условия компания имеет право на нулевой НДС в течение 7 лет.
Мера была призвана нарастить инвестиционные возможности судоремонтных предприятий и позволить им закупать передовое дорогостоящее оборудование для обслуживания современных, в том числе рыбопромысловых, судов.
Однако льгота в текущем виде не востребована и не пользуется спросом у малого и среднего бизнеса, который является основой сектора. По данным ВАРПЭ, на начало сентября поддержкой воспользовались лишь две компании, хотя в стране таких более 1 тысячи.
«Методика, разработанная Минпромторгом, – это гвоздь в крышку гроба нулевого НДС», – считают в ассоциации.
Как следует из проекта, Минпромторг будет оценивать не только соответствие нулевого НДС целям государственной программы по развитию судостроения, но и востребованность меры. Последний показатель будет средний за пять лет и высчитываться ежегодно исходя из количества компаний, заключивших такое соглашение, в соотношении с теми, кто имел на это право. Если итоговое значение будет менее 50%, то меру признают невостребованной.
При этом для еще одного критерия – оценки льготы при достижении цели госпрограммы – будут использовать данные о темпах роста выпуска судов российскими судостроительными и судоремонтными предприятиями.
«В условиях санкций и добровольно-принудительной программы инвестиционных квот этот показатель растет высокими темпами просто за счет низкой базы», – считают в ассоциации.
Учитывая, что мерой поддержки воспользовались лишь единицы компаний из всей судоремонтной отрасли, полагают в ВАРПЭ, при использовании новой методики льготу признают невостребованной, что является одним из факторов для принятия решения о ее неэффективности, а, следовательно, и отмены.
«При этом такая ситуация сложилась не из-за того, что судоремонтные предприятия не заинтересованы в инвестировании в собственное развитие, а потому что сами условия соглашения не позволяют ею воспользоваться большому количеству участников рынка», – резюмируют в ВАРПЭ.