Ситуация с дефицитом кадров в ретейле обостряется. Сфере не хватает молодых специалистов, мигрантов и работников склада. Чтобы справиться с высокой текучестью кадров и привлечь людей, игроки рынка вводят гибкие графики, что особенно важно для студентов и пенсионеров. Крупные же сети предлагают улучшенные соцпакеты. Но все больше игроков рынка совмещают обязанности сотрудников, создавая «универсальных работников».
Спрос на работников вырос за 10 месяцев 2024 г. на 20%, а интерес соискателей к работе в розничной торговле в Приморье устойчиво снижается на 13% резюме год к году. При этом огромное количество трудоустроенных сотрудников в сфере ретейла (76%) хотели бы сменить работу в следующем году. Такие данные предоставляет пресс-служба HeadHunter макрорегиона Сибирь, Урал, Дальний Восток.
«Если в 2023 г. соотношение спроса и предложения находилось в диапазоне 1,6–2,8 резюме на вакансию, в то время как норма для рынка труда начинается от 4 резюме на вакансию, то в этом году индекс стабильно ниже и находится в границах 1,3–1,8 резюме на вакансию. Причем в сентябре – октябре это соотношение держится на рекордно низких значениях – 1,3 резюме на вакансию, что говорит об острой нехватке персонала», – комментирует Ксения Аверина, директор hh.ru (Дальний Восток).
Дефицит кадров не просто проблема, это буквально боль каждого работодателя. Валерия Бакун, бизнес-консультант, эксперт в сфере HR и управления, профессиональный коуч для предпринимателей и руководителей, основатель консалтинговой компании BizFlow: «Уровень безработицы в России достиг своего минимума. В силу нестабильности экономики сотрудники не склонны экспериментировать и «прыгать» с места на место. В связи с этим вакансии остаются открытыми месяцами, функции и процессы – брошенными».
Одна из причин дефицита кадров – специфика российского рынка ретейла. Особенность заключается в том, что рынок постоянно развивается, внедряя новые технологии и подходы к ведению бизнеса. Это требует от сотрудников не только базовых навыков, но и способности быстро адаптироваться к изменениям.
«Поэтому работодатель предъявляет высокие требования к квалификации и опыту работников», – поясняет Анастасия Филимонова, генеральный директор дальневосточного центра кадровых технологий «Эксперт».
«Рост числа вакансий в рознице и параллельное снижение количества резюме потенциальных кандидатов говорит об оттоке кандидатов из данного направления, в том числе в другие профессии и сферы с более конкурентными условиями труда, например, в е-коммерс», – комментируют в hh.ru.
Ольга Евтушенко, индивидуальный предприниматель, создатель бренда «ЛЮДИ В ХУДИ» во Владивостоке, рассказала, что, открыв магазин, первые пару лет не понимала причин высокой текучки кадров. «Дело в том, что сначала мы полагали, что персонал самостоятельно должен понимать свои обязанности, добровольно и активно включаться в процесс. Но когда стало ясно, что дальнейшая бессистемная работа невозможна, мы разработали и четко прописали алгоритмы, регламенты и процессы. И тогда людям стал понятен их функционал, бизнес-процессы, которые интегрированы внутри компании, внесена ясность в зоны ответственности и выполнения задач, в шкалу оценки их работы и так далее. И с таким подходом стало гораздо легче, текучка заметно сократилась», – пояснила Евтушенко.
По словам опрошенных экспертов, дефицит кадров в ретейле начал усиливаться после пандемии COVID-19. Среди более глобальных причин они называют демографическую яму 1990 гг., переток людей в зону СВО, отток мигрантов из-за ослабления курса рубля, а также рост неполной занятости и самозанятости.
Что касается молодежи, то она просто не хочет работать. «И заставить ее невозможно, – сетует Елена Лисиенко, владелица интернет-магазина карнавальных товаров Кукусити.рф. – Договариваешься о собеседовании, а человек не только не приходит, но просто пропадает «из эфира» без объяснений. И такое отношение к работодателям становится уже неким печальным, но устойчивым «трендом».
В этих условиях ретейл делает ставку на универсальность работников. Это когда кассир в магазине также занимается выкладкой товара, его приемом, моет полы. За счет такой «нагрузки» участники рынка ускоряют процесс закрытия вакансий и оптимизируют штатное расписание.
«Мы можем наблюдать в торговых сетях, когда один сотрудник выполняет пул различных обязанностей, при этом удовлетворен заработной платой. В поиске большего дохода кассиры, консультанты, мерчендайзеры и прочий линейный персонал готов брать на себя больший объем работы», – говорит Валерия Бакун.
Сергей Мещанюк, руководитель продуктового направления ДНС – Сети «Квартет вкусов»: «В наших магазинах сверхмалых форматов совмещение обязанностей — это рабочая практика. Малый штат трудно делить по специализации, поэтому сотрудники магазинов вынуждены заниматься всем спектром процессов: от приемки товаров до кассовых операций и списаний. Кроме мытья полов и погрузо-разгрузочных работ».
Елена Лисиенко: «Целесообразнее обучить человека сразу нескольким функциональным задачам и оплачивать ему их выполнение с учетом дополнительной нагрузки, нежели разделять все эти задачи на нескольких сотрудников».
Насколько так поступают в крупнейших дальневосточных торговых сетях – «Реми» и «Самбери» – узнать не удалось. Но что там есть определенные проблемы с кадрами, видно невооруженным глазом.
В федеральной сети X5 Group (магазины «Пятерочка») заметили, что решают проблемы, связанные с дефицитом персонала, в первую очередь не за счет практики «совмещенных профессий», а за счет повышения эффективности процессов: «Сейчас сохранить доходность и продолжать рост смогут ретейлеры, которые способны быстро внедрять инновационные решения, позволяющие расти бизнесу без пропорционального увеличения количества сотрудников. К 2028 г. планируется автоматизировать до 30% операций в магазинах и частично роботизировать до 30 распределительных центров. У нас уже установлены электронные ценники, мобильные термопринтеры и более 30 тыс. касс самообслуживания в «Пятерочках» и «Перекрестках», мы успешно завершили тест-драйв роботов – вилочных погрузчиков, которые отвечают за автоматическое перемещение груза. Все это поможет в перспективе сократить количество рутинных операций, оптимизировать количество персонала и сделать работу в магазинах и РЦ более квалифицированной».
Некоторые менее крупные ретейлеры тоже стараются автоматизировать процессы. Сергей Мещанюк: «Интегрируем алгоритмизацию выполнения работы с упрощающими инструментами типа ТСД (Терминала сбора данных – то есть, по сути, смартфон с функцией сканирования штрих-кодов.) И вся сложная работа сводится к конкретным указаниям простых действий в каждый момент времени».
Однако до полной замены человека роботами еще далеко, а пока, по словам ретейлеров, ближайшее будущее – за совмещенными специальностями. Ольга Евтушенко: «Важно отрегулировать алгоритмы в рамках четко прописанных правил, чтобы человек хорошо понимал, за что он несет ответственность. Даже в работе с клиентами есть регламенты: что можно говорить, что нельзя, сколько вещей можно дать на примерку и так далее. И вот когда базовые функции у сотрудника доведены «до автомата», можно добавлять ему дополнительную нагрузку в зависимости от его интересов. В нашем случае стилисты, прошедшие определенное обучение, вполне могут совмещать свою прямую деятельность (подбор образа) с выкладкой товара или работой на кассе.
Помимо всего прочего, универсальность помогает сотрудникам отдалить момент профессионального выгорания на работе. Когда мы продавцам-консультантам даем расширенный функционал, то у них появляются дополнительные возможности, помимо привычной работы. Более того, есть возможность для самореализации и творчества. Например, во время выкладки товаров наши продавцы зачастую снимают видеоролики».
Специалисты hh.ru, в свою очередь, рекомендуют работодателям не создавать универсальных работников, а предлагать ресурсы, на которых сотрудник добровольно может найти себе подходящую внеурочную работу в своей же компании, оплачиваемую отдельно от основной. Например, корпоративную «биржу подработки».
«Подобные биржи существуют в определенных корпоративных пространствах – на сайте компании или в закрытой группе компании в соцсетях и вызывают высокий интерес среди сотрудников розничной торговли (45% из них готовы работать внеурочно, а 14% уже подрабатывают)», – уверяют в hh.ru.