«Уколы красоты», перманент, увеличение губ филлером, кератирование и биохимическая завивка волос, аппаратная косметология, гелевый маникюр-педикюр – услуг в бьюти-индустрии сотни, от простых до болезненных и сложных. На что готовы идти женщины ради привлекательности и чем они рискуют?
Спрос на «красоту» растет с каждым годом. В 2022 г., по данным «Авито-услуг», востребованность бьюти-специалистов выросла на 53%. Спустя год оборот рынка увеличился на 8,6% – в 2023 г. россияне потратили на косметологию 269 млрд руб., подсчитало маркетинговое агентство BusinesStat. Только за первые полгода 2024-го, согласно информации аналитиков компании «Платформа ОФД», количество чеков в парикмахерских и салонах красоты по России выросло на 11%.
Особенно ажиотажным спрос традиционно становится с приближением новогодних праздников. Запись на декабрьские процедуры начинается в ноябре. А те, кто поздно спохватился, зачастую ищут специалистов по остаточному принципу.
Галина Григина, визажист, гример, лэшмейкер: «Это мероприятие рискованное, сопряженное с повышением шансов на испорченное настроение прямо к празднику. Особенно если речь идет о кардинальных попытках изменить внешность – ботоксе, перманенте, коррекции губ и так далее».
Напомним, что бьюти-индустрия включает в себя не только имиджевые и релакс-процедуры. Сфера красоты предполагает и сугубо медицинский подход – различные уколы красоты, аппаратные процедуры и прочие манипуляции. Специалисты уверяют, что опасность может представлять поход к любому мастеру – независимо от «простоты» или «сложности» его сферы деятельности.
Эльнара Хобта, мастер ногтевого сервиса: «Риски в бьюти-сфере есть всегда, начиная с безобидного, например, когда покрытие на ногтях отвалилось, до серьезных неприятностей (волосы сожгли) и фатальных последствий, когда внешность испорчена и исправить ситуацию невозможно».
Понятие «испорченная внешность» имеет разные трактовки и последствия. Так, некачественный макияж женщину визуально «состарит», что, конечно, испортит ей настроение, но не нанесет физического вреда. А вот «кустарная косметология» может привести к серьезным проблемам – от возникновения аллергических реакций до потери красоты и здоровья.
Галина Григина: «В нашей сфере имеются кожные заболевания, которые, как и у парикмахеров, легко можно занести человеку через необработанные инструменты. Клиенту может серьезно навредить даже обычный мастер маникюра».
Татьяна Тулапина, консультант по красоте компании Mary Kay, отмечает, что существует печальная статистика «врачебных ошибок» и просто халатного отношения к клиенткам, которая тщательно скрывается бьюти-индустрией, но отражается во всей «красе» в отчаянных постах и на фотографиях пострадавших женщин, размещающих их в соцсетях.
«Ко мне нередко приходят уже «видоизмененные» женщины, с перекачанными губами и щеками, с мимикой андроида из-за неправильной коррекции или вшитых под кожу нитей. Уколы красоты? Да вам легко могут попасть в «не ту точку», и перекос лицевого нерва обеспечен. Даже простая процедура «подкачать губки» чревата образованием рубцов и комков, а имплантаты создают риск смещения под губу или прорыва через кожу», – говорит Тулапина.
В настоящее время пройти трехмесячные курсы и назвать себя «мастером бьюти-индустрии» может, по сути, любой желающий. «Многим кажется, что монетизировать детские увлечения «заплетания куклам косичек» весьма просто. Это большая ошибка», – уверяет Ксения Хижняк, колорист-универсал.
Сейчас услуги по перманентному макияжу предоставляются чуть ли не в каждом подъезде. Сфера считается востребованной, несложной и денежной: одна и та же услуга может предлагаться через приставку «очень» – очень дешево или очень дорого.
Галина Григина: «Во Владивостоке в среднем стоимость профессионального макияжа – 3–4 тыс. руб. за процедуру. Однако все, что дешевле 2,5 тыс. руб., должно настораживать: качественная услуга дешево оцениваться не может. Если говорить про наращивание ресниц, то здесь стоимость зависит от запроса клиента: чем гуще хотим ресницы, тем более трудоемкая работа предстоит мастеру. Но если ресницы «стоят» дешевле 2 тыс. руб., значит, скорее всего, услугу предоставляет начинающий мастер. Либо не очень компетентный».
Аналогичные денежные требования и к другим процедурам. Так, стоимость качественного перманента не может быть ниже 10 тыс. руб. «Если цена ниже, то перед вами новичок, который «набивает руку», – уверена Анастасия Федосова, мастер бьюти-сферы.
Татьяна Павликова, основатель Центра косметологии Ozon: «Цена рассчитывается от себестоимости материала. Если полноценный набор для чистки лица стоит в среднем от 15 тыс. руб. и рассчитан на 50–70 процедур, то стоимость одной процедуры чистки лица будет от 3 тыс. руб. за услугу – не меньше».
Ксения Хижняк: «В ценообразование входит не только мастерство специалиста и средства, которые он закупает для проведения процедур, но также сервис. Организовать комфорт клиенту не так просто, как кажется, но за этот комфорт платит сам клиент».
Но многие женщины руководствуются желанием сэкономить, забывая, что «скупой платит дважды». «Коррекция некачественной услуги всегда обойдется клиенту в два раза дороже», – поясняет Анастасия Федосова.
Но хуже всего, когда и переделать уже ничего нельзя. Татьяна Тулапина: «Многие хотят «и конфетку съесть, и фантик не развернуть». То есть пытаются стать красивыми за счет максимальной экономии. Этим пользуются расплодившиеся «мастера», за спиной которых трехмесячные курсы и сомнительные навыки. Такие специалисты открывают «салоны» на дому, не платят налоги, вообще нигде не фигурируют, не имеют сертификатов и лицензий, но стоимость за услуги ставят настолько доступную, что женщины выстраиваются к ним в очередь. А потом начинается «лотерея» – одной повезло, и процедура прошла успешно, другой не повезло, и ее и так невнятную внешность еще больше испортили. А кому предъявлять претензии? Себе любимой!»
«Хороший мастер не будет работать на дому, если у него, конечно, не 10 комнат, из которых две он оборудовал под салон, – уверена Галина Григина. – Конечно, дело каждого, куда обращаться за услугой, но нужно быть очень неосмотрительным человеком, чтобы гнаться за дешевизной и доверять уколы гиалуроновой кислоты в ткани лица какой-нибудь «медсестре», принимающей дома на раскладушке!»
Считается, что за серьезными процедурами целесообразно обращаться в косметологическую клинику. Однако печальная статистика показывает, что стопроцентную гарантию не может давать ни лицензированная клиника, ни частный салон красоты.
Всему виною так называемый человеческий фактор. Татьяна Павликова: «Обращение в профессиональную клинику не гарантирует 100%-ного успеха, но такие учреждения обычно имеют политику компенсации в случае серьезных нарушений. Как правило, в профессиональной клинике перед проведением практически любой косметологической процедуры, например, если идет запрос на уколы гиалуроновой кислоты или ботокса, клиент сдает определенные анализы и проходит обследование. Это стандартная практика в медицине: мероприятия необходимы для выявления противопоказаний, для оценки состояния здоровья клиента и минимизации рисков».
Людмила Рогович: «В косметологии счет идет, как в спорте, – на миллиметры. Но гарантию идеального результата не даст никто. Другой вопрос, что в специализированной клинике получить некачественную услугу шансов меньше. Там используются разовые инструменты, сертифицированные препараты, специальные средства и методы обработки и так далее. Соответственно, и стоимость услуги в клинике зачастую выше, чем у частного косметолога.
Некоторые процедуры, в частности плазмотерапия, дают не тот эффект, на который рассчитывает пациент. Это может быть связано с дефицитом в организме некоторых минералов, витаминов, железа и других необходимых для поддержания красоты органических веществ».
Анастасия Федосова: «Однажды, на заре моей деятельности, я перепутала краски и покрасила девушке брови в более темный, чем нужно было, цвет. Еще был случай, когда не оправдались ожидания клиентки по перманентному макияжу. Что ж, ошибаются все, даже пилоты».
Однако как быть, если результат клиенту не понравился? Ксения Хижняк: «Тут есть три варианта: вернуть деньги, исправить недочеты бесплатно или отказаться что-либо делать. Третий вариант подразумевает ситуацию, когда вины мастера в том, что клиент разочарован, нет. У меня были такие истории. Приходит женщина, просит создать прическу «как на картинке». Я сразу вижу – такой стиль ей не пойдет, о чем и сообщаю. Но клиентка настаивает, а когда получает результат «точь-в точь», как хотела, разочарованно разводит руками, мол, «такое мне не нравится, переделайте». Исправить можно, но оплатить новую процедуру придется по полной стоимости».