2025-01-14T14:52:34+10:00 2025-01-14T14:52:34+10:00

Как донести логистам ценность технологий для автоматизации процессов

Фото: freepik.com |  Как донести логистам ценность технологий для автоматизации процессов
Фото: freepik.com

В эпоху цифровой трансформации бизнес из разных сфер активно внедряет технологичные инструменты, чтобы адаптироваться к новым экономическим условиям и требованиям клиентов. Но логистика остается одной из самых консервативных отраслей. Исправить ситуацию должна трансформация самих логистов. Рассказываем, почему директорам предприятий важно объяснять им ценность технологий и как правильно это сделать.

Почему логисты опасаются цифровых инструментов

По мнению экспертов, сегодня во внедрении цифровых решений заинтересованы более 70% российских компаний. Однако многие директора предприятий отказываются от нововведений, потому что опасаются негативной реакции сотрудников, считают, что работники еще не готовы к технологиям. Логисты чаще всего сопротивляются цифровой трансформации из-за следующих убеждений:

● Технологии вытеснят специалистов. Люди боятся, что после внедрения цифровых инструментов их уволят.

● У сотрудников нет нужных знаний для работы с цифровыми решениями. Недостаточно персонала, обученного работе с технологиями.

● IT-инструменты сложны в изучении. Необязательно погружаться в масштабы сетей и изучать решения, на основе которых они работают. Достаточно начать использовать, например, системы для автоматизации и убедиться в их эффективности.

● Передавать конфиденциальную информацию сторонней системе небезопасно. Логисты боятся утечки информации, беспокоятся о безопасности данных и не готовы доверять их хранение облачным сервисам, а обработку – нейросетям.

● Нет времени обучать сотрудников. Думают, что повышение квалификации и переподготовка сотрудников для работы с технологичными решениями может занять месяцы. Тогда как им необходимо выполнять задачи, связанные с основной деятельностью. А потому на обучение попросту нет времени.

● Технологические и финансовые ограничения. Логисты считают, что у компании недостаточно ресурсов на развертывание IT-инфраструктуры. Они забывают, что начать можно с малого. Например, система ЭДО обходится бизнесу всего в несколько тысяч рублей.

Директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александр Гаврилов отмечает, что, несмотря на подобные убеждения, препятствующие цифровизации отрасли, со временем потребность в технологиях в логистике будет только нарастать. При этом роль логиста не станет менее значимой. Скорее, сформируется новый более эффективный тандем специалиста и цифровых решений.

На это указывают в том числе инициативы федеральных и региональных властей. Правительство России активно участвует в цифровой трансформации отрасли, разрабатывает такие программы, как «Транспортная стратегия Российской Федерации», «Стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли РФ», «Беспилотные логистические коридоры», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и внедряет цифровые решения, такие как:

● Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП). Унифицирует документооборот участников грузоперевозок, обеспечивает мониторинг грузопотоков. Эксперимент продлится до июня 2025 года.

● Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Направлена на оптимизацию документооборота.

● Система контроля международных автомобильных перевозок и экосистема цифровых транспортных коридоров ЕАЭС. Способствует улучшению логистических процессов и безопасности перевозок.

● Проект «Беспилотники для пассажиров и грузов». Предполагает формирование инфраструктуры для всех видов беспилотного транспорта и роботизацию ключевых логистических хабов.

Почему бизнес заинтересован в цифровизации логистики

Как отмечают ведущие логистические компании, уже ставшие на путь цифровой трансформации, технологический прогресс стимулировал рост ожиданий клиентов. Они привыкли к быстрой доставке, бесперебойному обслуживанию, комфортному сервису. Не готовы подолгу дожидаться обработки обращения.

Цифровые инструменты помогают компаниям автоматизировать и оптимизировать процессы, быстрее выполнять задачи. Это дает возможность бизнесу развиваться в нестабильных условиях, гибко реагировать на изменения, которые захлестнули в последние годы все рынки.

Причиной внедрения технологичных решений также является возросший объем данных у компаний. Бизнесу нужно увеличить их видимость и обеспечить защиту информации. Причем не только собирать и анализировать массивы данных, но и активировать их, чтобы получать пользу для бизнеса.

Еще одно весомое преимущество технологий – в снижении операционных затрат бизнеса за счет оптимизации логистических маршрутов, более эффективного хранения продукции, экономии топлива и др.

Достичь этих целей компаниям помогают:

● Системы слежения за доставкой грузов на основе автомобильных трекеров, GPS. Например, IoT (интернет вещей) – технология, обеспечивающая эффективный мониторинг в логистике и не только.

● Беспилотные технологии для автономной доставки. Так, Tesla и Uber используют самодвижущиеся грузовики.

● Системы для управления запасами. Радиотехнологии RFID выводят управление складом на новый уровень.

● Предиктивная аналитика для прогнозирования спроса. Сегодня такие системы зачастую оснащены искусственным интеллектом, обеспечивающим бизнесу более мощную аналитическую поддержку для изучения поведения и предпочтений клиентов. По данным GlobeNewswire, доля ИИ в цепочках поставок увеличится на 20,5% и достигнет к 2028 году $20 196,6 млн. Нейросети еще глубже проникнут в бизнес-процессы логистических компаний.

● Технология блокчейн широко используется для работы с данными. Она делает их прозрачными. Все участники цепочки поставок могут отследить статус груза, наличие договоров, поставщиков компании, сравнивать их цены в режиме реального времени. С другой стороны, блокчейн обеспечивает максимальную защиту данных и конфиденциальность: доступ к ним имеют только те лица, для которых они предназначены. Третья сторона не сможет просмотреть закрытую информацию.

Директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александр Гаврилов подчеркивает, что так как еще не все логистические компании готовы к цифровизации, задачей номер один становится не внедрение технологии, а культурная трансформация топ-менеджмента транспортной отрасли. Компании больше не могут полагаться на ушедшие в прошлое парадигмы. Им необходимо развиваться, использовать современные инструменты, для того чтобы двигаться в ногу со временем. В противном случае бизнес рискует уступить место конкурентам и уйти с рынка.

Внедрению цифровых инструментов в логистических компаниях могут сопротивляться не только руководители, но и рядовые специалисты. Сегодня менеджеры дорожат каждым сотрудником, ведь дефицит кадров в логистике, как и в других сферах, продолжает расти. Количество вакансий в 2024 году выросло на 52% по сравнению с 2023 годом. Но все же, если логисты не готовы к изменениям – с таким персоналом придется расстаться.

В современных условиях на первый план выходят не дипломы и сертификаты соискателя, а soft-skills навыки – умение быстро адаптироваться к новым условиям, коммуникабельность, способность работать с цифровыми инструментами. Эксперты считают, что цифровое управление – ключевой навык в период, когда все процессы автоматизируются.

Руслан Байрамгалин, руководитель по складской логистике компании «Бигам», отмечает: «Профессия логиста перспективная, она развивается, молодеет, тренды в логистике имеют прямую связь с ИИ, кадры нужны, перспектив множество».

«Ценными окажутся знания, как управлять IoT и платформами управления цепями поставок, и аналитические навыки для работы с большими данными и прогнозирования», – добавляет Александр Покрашевский, руководитель проектов группы ИТ-компаний TeamIdea.

Чек-лист: как мотивировать логиста на работу с новыми технологиями

● Продемонстрируйте сотрудникам преимущества цифровых систем. Покажите на конкретных примерах, как новые решения изменят логистические процессы в компании, сделают их проще, быстрее, прозрачнее.

● Назначьте ответственного за цифровую трансформацию компании. Он будет знакомить сотрудников с новыми инструментами и успешными кейсами их внедрения. Это поможет сделать работу регулярной, тогда как в условиях высокой занятости без куратора цифровизации все усилия по изменению убеждений логистов и развенчанию их страхов могут сойти на нет.

● Организуйте обучение работе с технологиями в компании. Расскажите сотрудникам, что навык работы с цифровыми инструментами для них must have. Без этого они не смогут обойтись ни в логистике, ни на рынке труда в целом. Обучению не обязательно уделять много времени. Можно совместить онлайн-курсы с просмотром вебинаров от поставщиков ПО.

● Поставьте работу с новыми инструментами в KPI сотрудников. Например, использование цифровой платформы может стать частью показателя эффективности и продемонстрировать прогресс специалиста.

● Используйте материальную мотивацию. Предложите премию специалистам, которые первыми освоят новые системы и смогут обучать работе с ними остальных сотрудников. Либо материальное вознаграждение могут получить логисты, которые будут закрывать все рутинные задачи с помощью новых систем, первыми оцифруют старые базы, перенесут данные из таблиц Excel в CRM.

Подведем итоги

Цифровая трансформация логистики в России уже достигла определенных успехов. Однако руководителям компаний, особенно с консервативными взглядами, предстоит еще много работы в этом направлении. Цифровые инструменты помогут бизнесу сэкономить время и средства, оптимизировать бизнес-процессы. Но для этого необходимо изменить менталитет консервативных логистов, которые привыкли работать по старым правилам.

Начать с малого: на примере небольших изменений, таких как внедрение ЭДО и платформ для автоматизации процессов, показать эффективность цифровизации и организовать работу с персоналом по разъяснению того, что внедрение технологий упростит их работу.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ