Минсельхоз возобновил публичное обсуждение проекта постановления правительства, фактически предусматривающего в качестве условия для выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов помещение судов под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Начало обсуждения было положено два года назад по инициативе ФСБ, направившей в Минсельхоз соответствующее письмо. Все два года велись бурные обсуждения, но, похоже, к консенсусу стороны так и не пришли.
В настоящее время положения Правил выдачи разрешений на добычу позволяют получать разрешения в отношении судов, сохраняющих статус иностранного товара, после их таможенного декларирования, что не способствует созданию равных конкурентных условий для лиц, осуществляющих рыболовство.
Минсельхоз предлагает предусмотреть в Правилах, устанавливающих возможность получения разрешения на суда, приобретенные, построенные, переоборудованные, прошедшие капитальный ремонт или модернизацию за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза после 1 января 1995 г., «только при условии наличия сведений об их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления».
По расчетам ФТС, сделанных летом прошлого года, вносимые изменения коснутся владельцев 34 судов рыбопромыслового флота (на самом деле их может быть гораздо больше) и принесут в бюджет дополнительно более 9 млрд руб. Кроме того, чиновники рассчитывают получить дополнительные доходы за счет бункеровки и проведения ремонтных работ.
Между тем, по мнению судовладельцев, вносимые поправки противоречат таможенному законодательству, поскольку процедура выпуска для внутреннего потребления предусматривает дальнейшее использование товаров на таможенной территории ЕАЭС, а исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф таковой не являются.
Кроме того, выбор таможенной процедуры является правом декларанта, а предлагаемые поправки, по сути, обязывают помещать суда под процедуру внутреннего потребления. Как правило, сейчас такие суда помещаются под процедуру временного ввоза. Если же дело дойдет до реализации задуманного, то судовладельцы опасаются реализации таможней прав на корректировку таможенной стоимости, которая может в несколько раз превысить заявленную изначально, о чем свидетельствует судебная практика.
С учетом всех сложностей судовладельцы полагают необходимым сдвинуть вправо сроки вступления в силу новых поправок, перенеся их хотя бы на весну 2026 г.