За первый месяц 2025 г. приморские работодатели открыли в регионе уже 100 новых курьерских вакансий. При этом медианная предлагаемая зарплата курьера выросла со 120 тыс. до 134 тыс. руб. Условия настолько привлекательные, что в сегмент доставки уходит все больше сотрудников реального сектора.
Беспрецедентный рост
По данным hh.ru, за 2024 г. в Приморье было открыто 1,5 тыс. вакансий курьеров, что на 25% больше, чем годом ранее (1,2 тыс. вакансий в 2023 г.). Новый год только начался, а рынок вакансий пополнился новыми позициями. При этом зарплата курьера выросла с 93,3 тыс. руб. в 2023 г. до 120,6 тыс. руб. в 2024-м, а сегодня она составляет в среднем 134 тыс. руб. ежемесячно.
«Надо понимать, что курьерская работа подразумевает сдельную оплату труда, и указанная в вакансиях оплата – это обычно максимальные заработки при условии трудоустройства на полный день. Кроме того, предложения для пеших курьеров и курьеров на личном автомобиле различаются, для последних они выше», – комментирует Лилия Эсауленко, руководитель пресс-службы HeadHunter (макрорегиона Сибирь, Урал, Дальний Восток).
Спрос на доставку товаров резко возрос после пандемии COVID-19, когда многие перешли на онлайн-покупки. Этот рост спроса усиливает давление на компании, заставляя их искать способы увеличить количество курьеров, даже если это связано с повышением зарплат.
«Еще 3-5 лет назад курьеры получали «копейки». Сейчас доход курьера может быть выше оплаты труда дальнобойщика, который в среднем зарабатывает от 150 тыс. ежемесячно», – говорит Сергей Новиков, эксперт в области управления.
По словам экспертов, востребованность курьеров обусловлена ростом прежде всего рынка интернет-продаж. «Его объемы по сравнению с 2020 г. увеличились в несколько раз до почти 10 трлн руб. И это далеко не предел», – уточняет Сергей Новиков.
Игорь Ветрюк, председатель Приморского краевого отделения «Опоры России»: «Курьерская доставка – это продажи и валовый продукт внутри онлайн- и офлайн-ретейла, кафе, ресторанов и так далее. Сегмент этот расширяется. Клиентская база растет с каждым годом. Сфера доставки масштабируется в естественных условиях трансформации покупательского запроса. Соответственно, потребность в кадрах увеличивается, как и конкуренция, измеряющаяся уровнем сервиса. И, да, действительно, сегодня зарплата курьеров растет в прогрессивной шкале быстрее, нежели в какой-либо другой области».
Борьба властей с мигрантами тоже внесла свою лепту в увеличение зарплат курьеров. Екатерина Савченко, hr-эксперт, основатель и руководитель кадрового агентства «HR GROUP»: «Курьерская работа традиционно считается одной из сфер, куда активно привлекаются мигранты. Когда происходит массовый отток мигрантов, возникает дефицит рабочей силы, так как местные жители зачастую менее охотно соглашаются работать за низкую оплату. В сфере доставки начинаются трудности с набором сотрудников, что вынуждает работодателей повышать заработные платы, предлагать лучшие условия труда или другие бонусы, чтобы привлечь местных жителей».
А как же престиж?
В курьеры «подаются» все больше людей с высшим образованием, реальный сектор экономики катастрофически теряет кадры.
Игорь Ветрюк: «Рыночная экономика диктует мотивации: где больше платят, туда люди и идут работать. И уже второстепенным становятся «статус» вида деятельности, на первый план выступают доходы. Не прописанные в статистике, а реальные. Сфера курьеров показывает – здесь есть возможность заработать. Не удивительно, что происходит переток людей из «престижных», но низкооплачиваемых профессий, в «не престижную», но высокооплачиваемую».
Сергей Новиков: «Принято считать, что учителем быть гораздо статуснее, нежели курьером. Но, на мой взгляд, все очень относительно. Если какой-нибудь инженер или педагог получает 40-50 тыс., а ему предлагают 200, вряд ли найдутся желающие отказаться сменить вид деятельности».
Портрет «современного курьера» сильно изменился. Сложно назвать «человеком на побегушках» представителя службы доставки с зарплатой значительно выше среднего, приезжающего на личном и, как правило, хорошем автомобиле. Таким образом, работа курьером автоматически поднимается в «таблице престижности». Тем более что курьером может работать человек практически любого, даже зрелого возраста.
«Как-то ко мне приехал курьер, разговорились, парню 46 лет, у него хорошая брендированная машина и заработок в районе 150 тыс. в месяц. Так что тех, кто хочет заработать, профессия «курьер» не смущает», – поясняет Новиков.
В курьеры идет все больше госслужащих, выживающих на низкую зарплату. Они выбирают заработок и не задумываются о «совмещении». Невозможно работать воспитателем и подрабатывать курьером. И такой выбор, по мнению Игоря Ветрюка, трудно осуждать. «Это проблема не народа, а государства», – говорит председатель регионального отделения «Опоры России». – Вот когда зарплата учителей сравняется с зарплатой курьера, подобных проблем «выбора» не возникнет. Но наступит ли это счастливое время – большой вопрос».
Мария Ищенко, руководитель Центра диагностики таланта: «Курьеры сами распоряжаются своим временем, сводят к минимуму общение с начальством и коллегами, с которыми не нашли общий язык, избегая давления. Им не приходится ждать окончания испытательного срока, довольствуясь лишь окладом, и они не живут в страхе снижения зарплаты из-за штрафов или лишения премий. Это – свобода, независимость и минимум стресса».
Охотно ряды курьеров также пополняют одинокие женщины с детьми. Сергей Новиков: «Статистика, увы, показывает неутешительные цифры: количество разводов растет с каждым годом. Порой работа курьера становится единственной возможностью женщины, оставшейся без мужа, выйти на достойный уровень заработка. Ведь на среднюю зарплату по региону (81 тыс. руб. на октябрь 2024 года) обеспечить детей всем необходимым очень сложно».
Ольга Яшская, курьер: «Муж ушел, и, оставшись одна с двумя детьми, я хорошо понимала, что прежнюю сферу деятельности придется менять. Работала торговым представителем, где зарплата зависит от процентов и дебеторки, средний заработок был 80 тыс., но рабочий день – с утра до 6-7 вечера, то есть сына из детского сада забирать больше не получалось. Изучив условия в сети быстрого питания, решила попробовать поработать курьером. У них есть дневная и вечерняя смены. Я вышла на дневную. Оплата с одного заказа – 250 руб. До 12 дня удается в среднем развозить 10-15 заказов в будни, а в выходные доходит до 30 заказов. Оплата раз в неделю. Средний заработок в день – 5 тыс. руб. То есть, даже если работать не напрягаясь, в месяц выходит «сотка». При этом остается достаточно свободного времени на себя и детей. Торговым представителем, чтобы столько заработать, надо очень сильно постараться».