2009-07-21T16:12:15+11:00 2009-07-21T16:12:15+11:00

Битва за металл

Стагнация в строительной отрасли Приморья привела к тому, что многие предприятия, торгующие металлом, балансируют на грани рентабельности. Сегодня, по сути, единственным для них ресурсом роста становится повышение лояльности клиентов за счет усиления сервисной составляющей продаж. Но наладить новые отношения получится не у всех.\n

Полгода назад красноярское предприятие «Сиб-ЭкоМеталл», занимавшее второе место по объемам продаж металлопродукции в Приморье, закрыло здесь представительство. Однако занять опустевшее место никто не спешит. Эксперты говорят, что основная причина в том, что потребителей этой продукции стало меньше.
Дмитрий Косарев, директор компании «Строймонолит»: «Металл используется в монолитном и каркасном домостроении. При строительстве монолитным способом в одном кубическом метре бетона будет содержаться от 50 до 150 кг металла в виде арматуры. Но помимо бетона возводятся наружные и внутренние стены из блоков и кирпича, а там количество металла очень незначительное.
Существуют также здания каркасного типа из металлоконструкций. В них каркас формируется полностью из металла в виде проката (двутавры и швеллера), стены из кирпича или сэндвич-панелей и других облицовочных материалов (вместе с утеплителем). Здесь удельное содержание металла достаточно велико и зависит от конструкции».
По различным оценкам застройщики делали до 50% продаж металлоторговцам. Спрос со стороны таких потребителей оставался в последние годы стабильным и позволял трейдерам неплохо зарабатывать. В летние месяцы вместе с началом строительного сезона объемы потребления металла росли в геометрической прогрессии.
Сегодня ситуация на рынке недвижимости изменилась. Застройщики в ускоренном темпе заканчивают начатые стройки, а «бумажные» проекты заморозили до лучших времен. Серьезное падение объема потребления металла в строительстве рикошетом ударило по поставщикам металла: их рентабельность сократилась до минимума. «Обороты рынка и спрос на продукцию снижаются. Положение осложняется еще и тем, что банки не предоставляют кредиты металлоторговым компаниям, поскольку они входят в самую высокую группу риска», — рассказала Валентина Панова, генеральный директор ООО «Сталь ДВ».


Перестановка слагаемых

Трейдерам, не обладающим достаточными финансовыми ресурсами, придется на ближайшие полгода-год затянуть пояса. А некоторым и вовсе уйти с рынка.
Галина Шкарупа, генеральный директор ООО «Восток-ИнвестСталь»: «На рынке ситуация изменилась. Во-первых, ограничения объемов закупок и уменьшение ассортимента заставляют покупателей искать новые варианты сотрудничества с поставщиками. Среди наших клиентов также появились компании, с которыми мы прежде не работали.
Во-вторых, цена на российский металл сегодня ниже, чем на китайский. Поэтому из Китая везется только та продукция, которая не производится в России. При этом китайский металл часто поставляют без сопроводительных документов и сертификатов. Это значительно его удешевляет, но не гарантирует качество.
В-третьих, меняется число и состав участников рынка. В первую очередь уходят те компании, цель которых была заработать быстрые деньги на перепродаже, т.е. «спекулятивная» составляющая выйдет из сегмента. Останутся компании, которые профессионально работают на этом рынке. Между ними усилится конкуренция. На этом фоне цена на металл может несколько снизиться.
Средняя цена на металлопродукцию в этом году держится на уровне 2007 года. С апреля по июль стоимость закупок не изменилась. С августа цена может вырасти, но причина тому — скорее сезонный фактор. Заводы сделали переорганизацию производства, снизив объемы. К тому же большая часть произведенной продукции идет на экспорт, что влияет на снижение поставок на внутренний рынок и может вызывать временный дефицит. По нашему прогнозу осенью цены вернутся на место».

Мобильные металлисты
На сколько бы ни сократилось число трейдеров, очевидно, конфигурация рынка в этом году изменится: перераспределение долей произойдет в пользу тех, кто окажется более мобильным и эффективным в сложных рыночных условиях.
Уже сейчас участники рынка стараются предложить клиенту более выгодные условия поставки и оплаты. На первый план выходит способность трейдера оперативно скомплектовать и доставить партию металлопродукции необходимого качества, строго выполнять график поставок в соответствии с производственными потребностями клиентов. В этих условиях выход в узкие товарные ниши, которые еще недавно считались прибежищем мелких торговцев, может означать новую и вполне успешную стратегию развития.
Валентина Панова: «Товарная специализация в сочетании со знанием своего клиента дает возможность локальным игрокам повысить конкурентоспособность за счет более гибкой сбытовой и ценовой политики. При работе с постоянными заказчиками мы все более активно используем отсрочки платежей и скидки. Это позволяет партнерам дополнительно оптимизировать свою бюджетную политику. Для повышения лояльности к компании проводим также индивидуальную работу с каждым клиентом. В связи с кризисом в строительной отрасли делаем упор на специфические позиции, такие как судоремонт, портовое хозяйство. То есть расширяем ассортимент и ищем новых клиентов».
Галина Шкарупа: «Для нашей компании принципиальным является качество поставляемой продукции. Мы всегда требуем от поставщиков сертификаты. И не будем покупать сомнительный товар без документального обеспечения. Мы считаем, что именно качество экономит деньги.
Предложение по цене и ассортименту в целом одинаково у всех компаний, поэтому только качество обслуживания позволяют успешно выживать на рынке. Стратегия нашей компании ориентирована на потребности клиентов. Наше предложение всегда индивидуально для каждого заказа и зависит от его размеров, условий оплаты, истории работы с компанией и перспектив сотрудничества.
На рынке металлопроката значительно сократилось число сделок с отсрочкой платежа. Мы тоже стали более тщательно подходить к товарному кредитованию покупателей. Предложение выгодной цены более предпочтительно, чем отгрузка товара с отсрочками. Однако надежная кредитная история проверенных партнеров позволяет им получать товар с отсрочкой платежа. Мы не обещаем того, чего не можем сделать. И всегда выполняем принятые обязательства по стоимости и срокам поставки. Именно это ценят наши клиенты».
Егор БАТАЛОВ