2009-07-21T16:57:27+11:00 2009-07-21T16:57:27+11:00

Откуда во Владивостоке появились тысячи китайцев

В июле исполняется 15 лет установлению дружеских отношений Владивостока с китайским городом Яньтаем провинции Шаньдун. Эта дата — достойный повод для того, чтобы вспомнить о том, что в прошлом веке Яньтай, находящийся за сотни километров от Владивостока, на протяжении ряда десятилетий был самым «близким» к нему портом. Полвека нас связывало пароходное сообщение, в Яньтае имелось российское консульство и туда же вывозился весь морской экспорт, а обратно везли китайских рабочих, построивших почти весь старый Владивосток, его порт и крепость.\n

Владивосток — Чифу. Туда и обратно
До 1863 г. Яньтай (ранее назывался Чифу) был всего лишь маленькой рыбацкой деревушкой, в которой еще с XIV в. стояла каменная башня, используемая местными жителями для разжигания сигнального костра при приближении японских пиратов, постоянно грабивших китайское побережье. Яньтай так и переводится — Курящаяся башня.
Но, как писала энциклопедия Брокгауза и Ефрона, «...в 1861 г. Чифу был открыт для иностранной торговли, что дало толчок в развитии этого местечка. Через два года после открытия уже многие иностранные компании открывают там свои резиденции. Город занимает важное место в ряду портов, из которых направляется китайская эмиграция, в том числе и в Россию. Здесь есть многочисленные конторы по отправке китайцев как в постоянную эмиграцию, так и на временные работы. Торгуют преимущественно продуктами огородничества и садоводства, которые развозят на мелких судах в Маньчжурию, Порт-Артур, Тяньцзинь, Корею и Владивосток».
В Чифу располагалось 17 иностранных консульств, включая российское, которое закрылось в 20-х годах прошлого столетия. В 2003 г. посол России в Китае Игорь Рогачев передал представителям руководства города Яньтай пакет архивных дипломатических документов об учреждении и деятельности российского императорского консульства в Чифу. Эти документы были предназначены для русской экспозиции, которую городские власти открыли в здании бывшего Императорского русского вице-консульства.
Так как Яньтай был ближайшим к России открытым китайским портом, Владивосток сразу включился в торговлю с ним. Уже в 1864 г. гражданский житель Владивостока Яков Семенов отправился в Чифу изучать рынок морской капусты и других товаров. В 1865 г. Семенов скупил во Владивостоке морскую капусту и отправил в Чифу, но потерпел убытки. Однако вскоре набрался опыта и стал вести дело с прибылью. Так, в 1871 г. средняя цена на капусту в Приморье за 60 кг равнялась 60 — 75 коп., а в Чифу — 72—95 коп. Капусты в 1878 г. было продано 7 578 т. Владивостокская городская управа в 1878 г. докладывала военному губернатору: «Вывоз морской капусты за границу составляет единственный источник материального благополучия в экономическом быте Владивостока».
Для обеспечения торговли и перевозки капусты требовалось регулярное сообщение. В 1888 г. Минфин России заключил контракт и выдал купцу Шевелеву субсидии на закупку парохода на линию Владивосток—Чифу—Шанхай. За каждую милю Шевелев получал субсидию в 3 руб. Пароходство КВЖД также приобрело причалы в Чифу, бункерные базы, открыло агентство. Начало выполнять регулярные рейсы и Товарищество пароходных предприятий на Дальнем Востоке. Суда ходили
по маршруту Владивосток—Посьет—Чифу—Циндао. Работал в Чифу и агент Доброфлота (ныне ДВМП).

«Прославленный в этом деле»
На строительные работы российского Дальнего Востока решено было нанимать рабочую силу в Китае, и обязанность эта была возложена на консульство в Чифу. В 1875 г. первая партия из 150 человек была законтрактована на два года для проведения строительных работ в Хабаровске и во Владивостоке. Затем, по мере увеличения работ в связи со строительством во Владивостоке крепости и порта, железных дорог и других объектов возрастала и численность китайских рабочих. «В Шаньдуне, — отчитывался российский чиновник Граве, — с достоверностью можно сказать, что нет такой семьи, члены которой не побывали бы на заработках у русских в Приамурье или Сибири».
Шаньдун был одной из самых населенных провинций Северного Китая. Как следует из письма российского консула в Чифу, в этой провинции на площади в 65 184 квадратные мили проживало более 39 млн человек. Долины и равнины перенаселены — 1000—1300 человек на квадратную милю. Из-за такой чрезвычайной плотности населения собираемого здесь урожая даже в лучшие годы не хватало, а во время частых засух, наводнений, налетов саранчи и других стихийных бедствий население провинции голодало.
Заработок чернорабочего китайца в Чифу колебался от 15 до 25 коп. в день, тогда как в России в конце ХIХ — начале ХХ вв. никогда не опускался ниже 55 коп., а чаще составлял примерно 87 коп. По подсчетам главы Приморья Меркулова, наименьший годовой заработок «пришлого в наш край китайца в самый неблагоприятный для него год равнялся для взрослого рабочего 152 руб., в то же самое время в Чифу он мог получить не более 42 руб.». Таким образом, в России рабочий-китаец мог заработать в год в среднем в три раза больше, чем у себя на родине, чем китайцы и пользовались.
Главным пунктом отправки шаньдунских рабочих был порт Чифу. Как правило, группа китайских рабочих (кули), желающих отправиться в Россию, обращалась к одному из китайцев-подрядчиков с просьбой об их отправке в кредит. Подрядчики, взимая за свои услуги по 40 коп. с рабочего, доставляли группу в Чифу, размещая ее в гостинице, хозяин которой, в свою очередь, предоставлял кредит подрядчику для отправки рабочих в Россию. Завербовав таким образом рабочих, владелец гостиницы выправлял для них паспорта, заплатив за каждый 1,2 руб. Затем паспорта визировались в русском консульстве в Чифу, за что взималось 2,25 руб. и, наконец, приобретались билеты до Владивостока, что обходилось примерно в 13 руб.
Хозяин гостиницы еще и кормил рабочих за свой счет до отхода парохода. Все эти расходы записывались в долговую книжку каждого рабочего, причем в 2—3-кратном размере. Расчеты производились в конце осени, и весьма редки были случаи, чтобы кули не уплачивали своих долгов. Дело было выгодным. Содержатели гостиниц зарабатывали на отправке рабочих от 4 до 5 тыс. руб. в год.
Уезжая из Чифу в марте—апреле, рабочие возвращались в ноябре—декабре, заработав в среднем от 150 до 300 руб. Возраст рабочих колебался от 18 до 30 лет. В Россию выезжало и значительное число подростков для поступления прислугой в русские семейства. Перед отплытием парохода все рабочие осматривались доктором. Перевозка кули осуществлялась по малой цене, но, тем не менее, была выгодна транспортным компаниям «ввиду нетребовательности китайских пассажиров, с которыми можно обращаться как с неодушевленным грузом».

Японцы достали наших и в Чифу
В 1904 г. году началась Русско-японская война. Японцы блокировали Порт-Артур, где в то время стояла русская эскадра. Командование эскадры приняло решение прорываться и уводить корабли во Владивосток, а о принятом решении доложить в Генштаб, выслав с депешей миноносец «Решительный» в ближайший порт, где было российское консульство и телеграф. Таким оказался Чифу.
По прибытии в Чифу командир миноносца лейтенант Рощаковский отдал приказ о разоружении корабля. Русские моряки подписали обязательство не участвовать в боевых действиях. Флаг и вымпел корабля были спущены.
Ночью к русскому кораблю приблизилась шлюпка, на корме которой сидел офицер-японец, в полной форме, при мече. Он зачитал бумагу: «Предлагаю командиру миноносца немедленно выйти в море и вступить со мной в бой. Если у него неисправна машина, предлагаю взять его на буксир, вывести в море и там вступить в бой. Если командир отказывается, ему надлежит сдаться». Рощаковский решил миноносец взорвать, а экипажу драться до последнего.
Получив сообщение, что взрыв подготовлен, командир громко скомандовал: «Ко мне, моя команда, мы будем с ними биться врукопашную». В этот момент японцы попытались поднять на миноносце свой флаг. Увидев это, Рощаковский крикнул: «Братцы, бросай их за борт!» — и на палубе закипела драка. Японец вцепился зубами в левую руку лейтенанта. Впоследствии Рощаковский показывал всем свой изуродованный палец: «Из-за этой скотины я отказывался танцевать на балах, не протягивать же дамам такую клешню!».
В разгар рукопашной корабль взорвался. Кого-то подобрали китайские военные, другие доплыли до плавучего маяка.
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»